Ответственность авиакомпании за задержку рейса. Задержка авиарейса: правила получения компенсации. В какой суд подавать иск

Всегда случались и будут случаться различные форс-мажорные обстоятельства, меняющие планы людей. Касается это и Нельзя винить перевозчика в неблагоприятных метеорологических условиях, исполнении приказаний органов государственной безопасности или в осмотре самолета на предмет технических поломок. Однако, если авиакомпания не смогла доказать собственную невиновность в задержке рейса, обусловленную внешними факторами, то она выплачивает пассажиру компенсацию в размере, установленном кодексом или уставом воздушного транспорта. В любом случае, несмотря на то, что именно стало причиной, авиакомпания должна предоставить пассажиру ряд бесплатных услуг.

Задержка рейса: права пассажира "Аэрофлота"

Для начала стоит прояснить, что, если рейс задерживается не более чем на сто двадцать минут, в обязанности авиакомпании не входит выплата компенсации или предоставление каких-либо услуг. В данном случае пассажирам стоит просто набраться терпения и дожидаться следующего рейса.

С 2007 года ввела некоторые обязательные услуги, которые входят в права пассажира при задержке рейса самолета.

Если самолет не улетел вовремя и прошло более двух часов, люди имеют право свободно пользоваться комнатами отдыха и помещениями для пассажира с ребенком в возрасте до семи лет.

Права пассажиров на бесплатное питание

В том случае, когда происходит задержка рейса, права пассажиров предусматривают получение прохладительных напитков и Также можно сделать два звонка по телефону стоимостью не более десяти евро или отправить два сообщения по электронной почте.

Право на получение номера в гостинице, бесплатное питание в ресторане и трансфер

Когда происходит задержка рейса, права пассажиров предусматривают получение бесплатного номера в гостинице, если с момента отмены рейса прошло более восьми часов в дневное время или шести - в ночное. Также авиакомпания обязана оплатить не только номер, но еще питание в ресторане и трансфер. Следует уточнить, что ночное время суток начинается с 22:00, а утреннее - с 6:00.

Услуги, предоставляемые различными авиакомпаниями

В том случае, когда случается задержка рейса, права пассажиров разных авиакомпаний могут немного отличаться. Например, «Аэрофлот», помимо бесплатного номера в гостинице, предоставляет своим пассажирам бесплатное хранение багажа в аэропорту. Другая компания, «КрасЭйр», оплачивает не только номер и доставку до него пассажиров, но и трехразовое питание.

Денежная компенсация

Если случилась задержка рейса, права пассажиров предусматривают получение компенсации в размере двадцати пяти процентов за каждый час ожидания следующего вылета. Для получения денег необходимо иметь специальную пометку на вашем билете об отмене рейса. Получить эту печать можно у сотрудника авиакомпании.

Когда происходит внеплановая задержка рейса в аэропорту, права пассажира предусматривают также получение всех вышеперечисленных услуг, кроме оплаты трехразового питания, совершенно бесплатно.

Не ждите - действуйте!

Не думайте, что представители авиакомпании будут бегать за каждым пассажиром, извиняясь за задержку рейса и предоставляя весь спектр своих бесплатных услуг. Если вы не хотите провести сутки, а то и больше, в аэропорту без нормального питания и комфортных условий, следует в случае задержки рейса самому предпринять некоторые действия:

  • Найдите в аэропорту администратора и возьмите у него документ, где указана причина отмены рейса и стоит штамп с фактическим временем вылета.
  • Наблюдайте за временем: спустя четыре часа авиакомпания обязана предоставить вам горячее питание, а если рейс задерживается более чем на восемь часов - номер в гостинице и трансфер. Если авиакомпания отказывается предоставлять данные услуги, оплатите все самостоятельно, но ни в коем случае не выбрасывайте чеки.

Задержка рейса: права пассажира. Судебная практика

После того как вы дождались следующий рейс и прибыли к месту назначения, пишите претензию авиакомпании, прикрепив в качестве доказательства все чеки и документы, нужные для выплаты компенсации. В случае если авиакомпания игнорирует выдвинутые претензии, в права пассажира входит подача заявления в суд. Как показывает судебная практика, если вы предоставите все чеки с внеплановыми расходами, которые вы понесли из-за задержки рейса, будь то еда, медикаменты, невозможность побывать на заранее оплаченных экскурсиях или сорвавшаяся деловая встреча, вам выплатят в качестве компенсации сумму, полностью покрывающую расходы. На отправление претензий и обращение в суд у вас имеется достаточно времени - шесть месяцев. В течение того же времени он рассматривает претензии и в случае согласия выплачивает компенсацию. Претензию со всеми документами, чеками и ксерокопиями лучше иметь в двух экземплярах.

Используйте бесплатные услуги по мере необходимости

Конечно, если произошла задержка рейса, а авиакомпания порядочная и не отказывается от своих обязанностей, вы имеете право заказать хоть номер-люкс и ужин в самом дорогом ресторане, но потом уже именно вам в суде придется доказывать, что это была мера необходимости, которую должен оплатить перевозчик. Поэтому лучше всего обойтись самым обычным номером в гостинице и недорогим рестораном. Так или иначе, но провернуть подобную аферу с номером-люкс вы сможете только в том случае, если авиакомпания сама не организует пребывание в гостинице и питание для всех пассажиров с перенесенного рейса. В ином случае ваши прихоти никто оплачивать не будет.

Чартерные рейсы

Ошибочно полагать, что указанные выше правила распространяются только на регулярные рейсы. Вовсе нет. Нередко случается задержка Права пассажира в таком случае предусматривают ровно то же самое, что и при задержке регулярного рейса: свободное пользование комнатами отдыха, прохладительные напитки и горячее питание, два бесплатных звонка или два сообщения на электронную почту, хранение багажа в аэропорту, бесплатный номер в гостинице и трансфер, выплата денежной компенсации. Исключением является США: там пассажирам чартерных рейсов и маленьких самолетов штрафы не выплачиваются.

В основном задержка чартерных рейсов происходит из-за того, что у авиакомпании не хватает резервного самолета, чтобы отправить на нем пассажиров, поэтому людям приходится дожидаться своего вылета.

Овербукинг

Для многих уже не секрет, что авиакомпании продают примерно на пять процентов билетов больше, чем доступных мест на борту. Происходит это по одной простой причине: те же пять процентов пассажиров, забронировавших места, не появляются в самолете - в последнюю минуту сдают билет либо опаздывают. Именно поэтому, чтобы не отправлять самолет полупустым, авиакомпании идут на подобную аферу. Однако происходит и обратное: иногда появляются сразу все пассажиры, забронировавшие места. В таком случае перевозчик ищет так называемых добровольцев, которые согласны полететь ближайшим рейсом, а компания предоставит им ваучер или бонусную сумму. Также перевозчик может предоставить талон на бесплатный номер в гостинице, трансфер и питание в зависимости от времени ожидания рейса.

В том случае, если добровольцев на отлет следующим рейсом не нашлось, с самолета принудительно высаживают тех, кто забронировал места позже остальных. В США пассажирам, пострадавшим от овербукинга, предоставляют компенсацию, размер которой варьируется от стоимости авиабилета до трехсот долларов. Страны Евросоюза при овербукинге предоставляют пассажирам те же услуги, что и при задержке рейса.

Если из-за неполадок с рейсом вы оказались в чужой стране, но из-за просроченной визы не имеете возможности выбраться в город, смело обращайтесь к администратору с просьбой позвонить в иммиграционную службу и получить «чрезвычайную визу». Выдается она на сорок восемь часов в особых форс-мажорных обстоятельствах. Получить ее сложно, но попытка того стоит.

Проблемы с багажом

После уведомления об отмене рейса администратор или сотрудник авиакомпании отводит пассажиров к выходу и проводит инструктаж: рассказывает о питании, расселении в гостиницу в случае необходимости, бесплатных звонках по телефону и прочих технических моментах. Если вам необходимо получить свой багаж, так как вы собираетесь самостоятельно отправиться в гостиницу или просто покинуть пределы аэропорта, сообщите об этом представителю авиакомпании. Обычно багаж отправляется на ленту, откуда его можно легко забрать. В случае если вещей в зоне прилета не оказалось, то, скорее всего, перевозчик уже отправил их на следующий рейс. Опять же, обратитесь к представителю авиакомпании с целью разъяснить данное недоразумение и получить свой багаж. Если оказалось, что он потерян, авиакомпания выплатит компенсацию в размере полной его стоимости.

Вернут ли деньги за номер в гостинице?

У многих пассажиров возникает вполне логичный вопрос: будет ли возвращена суточная стоимость проживания в гостинице, номер в которой был заказан заранее и не был использован из-за отмены рейса. Ответ: да. Придя в гостиницу, вы можете потребовать возврата денег за сутки проживания в номере.

13.12.2015

Когда отдых на морском берегу в прекрасной теплой стране оканчивается задержкой рейса – это, согласитесь, портит все положительное впечатление в первую очередь об исполнителе услуг. Но кто он – исполнитель услуг? Кому предъявить претензию? Кто ответит за ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание туристических услуг?

Турагентство? Туроператор? Перевозчик?

Приоткрою завесу — по закону — Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

А теперь — из практики.

Между Турагентством и Клиентом был заключен Договор на оказание услуг. Клиентом произведена оплата за турпродукт в полном объеме.

По Договору Турагентство оказало услуги по оформлению и оплате турпродукта, формированию Заявки на сайте Туроператора.

Туроператор в свою очередь на основании Заявки сформировал турпродукт.

В состав турпродукта в том числе был включен перелет рейсом авиакомпании Перевозчика.

На основании Договора, Заявки – указывались конкретные дата и время прибытия Клиента из страны пребывания в родной город.

По факту Клиент прибыл в аэропорт родного города с задержкой аж на 9! часов, о чем администратором аэропорта на посадочных талонах Клиента была сделана отметка.

Клиент, в порядке обязательного досудебного урегулирования спора — обратился к Туроператору с претензией, в которой просил произвести выплату штрафа.

На что Туроператор ответил, что претензии необходимо предъявлять не к нему, а либо к Перевозчику, либо к тому, с кем у Клиента возникли договорные правоотношения, то есть к Турагентству.

После чего, мы с Клиентом обратились в суд с требованием взыскать с Туроператора штраф, мотивировав свои доводы следующим.

В силу ст.9 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт.

Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени турагента, так и от своего имени.

В соответствии с п.50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» по делам, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристического продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей урегулированы и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например договор участия в долевом строительстве, договор страхования, договор банковского вклада, договор перевозки и т.д.) то к отношениям, возникающим из таких договоров, ФЗ «О защите прав потребителей» применяется в части не урегулированной специальными законами.

На основании изложенного, ответственность за просрочку доставки пассажира в пункт назначения регулируется специальными нормами, а именно ст.120 Воздушного кодекса РФ, на основании которой перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере двадцати пяти процентов установленного законом МРОТ за каждый час просрочки.

По ч.6 ст.13 Федерального закона «О защите прав потребителей» подлежит выплате Клиенту штраф за несоблюдение требования потребителя в добровольном порядке.

В итоге суд удовлетворил наши требования в суде I инстанции.

Продолжение следует, если Туроператор решит обжаловать решение суда в порядке апелляционного производства.

А пока, если Вы сталкивались с задержками рейса и не смогли добиться справедливости – можете воспользоваться этой статьей. Если Вам кажется, что у Вас не получится — обращайтесь ко мне – я постараюсь Вам помочь.

Нормативные документы, которыми я руководствовалась, при написании материала:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
2. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (ред. от 05.04.2016).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Спасибо за чтение!

Возможно Вас интересует юриспруденция также сильно, как меня – тогда подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей, которыми я делюсь.

Если Вы оставите комментарий, напишите вопрос мне на эл.почту — с удовольствием отвечу Вам.

N.B. И помните! Fiat justitia, ruat caelum — пусть вопреки всему торжествует правосудие.

6 Комментарии

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста с чего начать и кому писать Претензии? Рейс чартер Спб-Ларнака задержали на 6 часов. Не просто задержали…Мы даже в самолете просидели 20 минут!Где нам сообщили, что «по техническим причинам рейс откладывается на 2 часа».Вывели в таможенную зону, где мы томились без возможности покинуть терминал, так как «граница была пересечена».Через 2 часа перенесли вылет ещё на 2 часа. Не информировали о том, что можно воду получить, когда принесли через 2 часа, все бегали и друг у другу выясняли, что и где…Через 4 часа узнали у пассажиров, что где-то делают какие-то отметки на билетах.Выяснилось, что выдают «талоны» на питание- по 400 руб. на человека. Когда подошли, выяснилось, что на нас не распечатаны талоны…И опять ходили искали представителей, чтоб получить талоны!Рейс отложили ещё на 2 часа! К «последнему » часу объявленного времени вылета мне стало настолько плохо, что пришлось вызвать медика…..Давление поднялось, пульс «зашкаливал»…Таблетки все — в багаже.За полчаса до посадки…Исходя из моего состояния, медик предложил отказаться от полета…А по договору с турфирмой деньги за путевку не вернуть!!!Прилетели,доехали…Заселение в отель было не 5-го, а уже 6-го числа, на следующий день, получается…Естественно, что два дня оплаченного отдыха были безнадежно испорчены-утрачены…из-за всего этого и стресса, повлиявшего на здоровье и самочувствие…На вопрос, можно ли «продлить» отдых за счет вылета более поздним рейсом, представитель тур-оператора заявила, что обратный вылет они «не переносят»… Выходит, вместо 7 дней и 6 ночей получили 6 ночей и 5 дней!!!А обратный вылет тоже был очень ранний — в 4.40 выселение из номера.Кстати, заехали они за нами на 40 минут позже назначенного времени. Самолет вылетел почти вовремя (на билете стояло время 8:05, взлетели в 8:45). Много написала…Да, Договор у нас с Турагентом, а тур был от туроператора «Библио-Глобус».Авиаперевозчик -«Россия».Спасибо.

К сожалению, задержки авиарейсов являются частым явлением в работе воздушных перевозчиков. Практически каждый из частолетающих пассажиров сталкивался с задержами рейсов, произошедшим по тем или иным причинам. К счастью для пассажиров, сегодня в законодательстве многих стран (прежде всего России и Европы) предусмотрена ответственность авиакомпаний за любые задержки рейсов, даже не зависящих от самих перевозчиков. Кроме предоставления необходимого набора услуг (прохладительные напитки, питание, услуги связи, гостиница для ночлега) пассажир может рассчитывать также и на денежную компенсацию.

Документы для получения денежной компенсации

Для получения денежной компенсации за задержку авиарейса необходимо подать в авиакомпанию претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. К таким документам относятся: авиабилеты с отметками служб аэропорта о задержке рейса (или справки, заверенные представителями авиакомпании или аэропорта), кассовые чеки или квитанции, подтверждающие понесенные расходы, которые перевозчик обязан компенсировать.

При этом важно помнить, что ваши претензии к отечественной авиакомпании, задержавшей вылет на внутреннем рейсе, будет приниматься в соответствии с российским законодательством. То же самое касается заграничных перевозчиков, провинившихся на нашей территории. Если же авиакомпания отложила рейс за пределами нашей территории, разбирательства будут проходить по законам той страны, где произошла задержка, вне зависимости от того, зарубежная это авиакомпания или отечественная.

Компенсация за задержку авиарейсов в Европе

На территории стран Евросоюза взаимоотношения пассажира и перевозчика регулируются Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно этому документу авиаперевозчик обязан выплатить компенсацию за задержку рейса. Размер компенсации зависит от расстояния отложенного перелета и времени задержки. Таким образом, выплата за двухчасовую задержку рейса, совершаемого в пределах одного континента, будет существенно отличаться от такой же задержки при трансконтинентальном перелете.

Компенсация за задержку авиарейсов в России

Если говорить о российском законодательстве, то, по статье 126 , пассажир имеет право на предъявление претензии к авиакомпании в период, равный шести месяцам с момента прилета в пункт назначения. Претензионное заявление можно подать лично либо переслать заказным письмом и лучше с полной описью приложенных документов. Перевозчик обязан принять решение по вашему претензионному заявлению в течение 30 дней.

Копия претензии, а также доказательство её отправления лучше сохранить. Они вам пригодятся в случае подачи иска в суд. Необходимость в этом может возникнуть, если ваше обращение проигнорируют либо виновники откажутся компенсировать понесенные расходы. Пакет документов для подачи в суд должен включать в себя следующее: исковое заявление, копию проездного документа (билета) с отметкой о задержке вылета (отмене рейса), счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т.д., а также письменную претензию в адрес авиакомпании и ответ её представителей.

Задержки регулярных и чартерных рейсов

У многих возникает вопрос: есть ли разница в порядке защиты собственных прав при задержках на регулярных рейсах и чартерных? Прежде всего, давайте разберемся в терминологии.

Чартерные рейсы представляют собой рейсы, организация которых происходит на принципах чартерного договора между туроператором и перевозчиком. Чартерные рейсы, как правило, не имеют фиксированного графика вылетов (с точностью до 3-5 часов). Значительная часть туристических рейсов (большинство из них, конечно, «пляжные» вылеты) организуется чартерным способом. Авиабилет на чартерный рейс вы можете приобрести только у чартеровладельца (туроператора), в обычных авиакассах таких билетов нет в продаже. К тому же туроператор не заинтересован в реализации отдельного авиабилета. Ему рентабельнее продать вам комплексное туристическое путешествие (пусть даже и самое дешевое).

Регулярные рейсы - это рейсы, которые выполняются на круглогодичной основе по фиксированному графику. Осуществление международных рейсов также регламентируется межправительственными соглашениями. С утвержденными инструкциями по продаже и бронированию авиабилетов, а также оформлению отказа от полета вы всегда можете ознакомиться в любой авиакассе.

Авиабилет – это самостоятельный договор между пассажиром и авиаперевозчиком, согласно которому авиакомпания должна в определенное время доставить вас и ваши вещи в указанное место в целости и сохранности, а вы обязуетесь оплатить услуги авиаперевозчика.

На основании Воздушного и Гражданского Кодексов РФ всю ответственность за задержку или отмену рейса несет авиакомпания , независимо от того, чартерный рейс или регулярный. Соответственно, никакой разницы между видами рейсов не существует. Авиакомпания в любом случае при задержке рейса обязана предоставить пассажирам установленный законодательством набор услуг, а в отдельных случаях и выплатить денежную компенсацию.

Февраль 2011 г.

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках. Теперь выплаты за задержку рейса вырастают почти до 400 тыс. руб. вместо 1950 руб. за час ожидания. Однако внутренних рейсов это не коснется

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

В понедельник, 21 августа, Россия присоединилась к Монреальской конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок, соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Представитель Минтранса пояснил РБК, что конвенция распространяется только на международные рейсы, как регулярные, так и чартерные. На внутренние перевозки юрисдикция Монреальской конвенции не распространяется, поясняет Минтранс. В апреле замминистра транспорта Валерий Окулов в интервью телеканалу «Россия 24» заявлял , что «поскольку это международная конвенция, то, конечно, она ориентирована на международные перевозки». Однако тогда он отмечал, что Россия планирует распространить Монреальскую конвенцию и на внутренние рейсы.

По данным Росавиации, в первом полугодии 2017 года российские авиакомпании перевезли на международных рейсах 18,4 млн пассажиров, это составило 40% от общего объема перевозок компаний из России.

​Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика за причиненный клиентам вред во время полета. Компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ), которые рассчитываются ежедневно на основе нескольких мировых валют — японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов). Курс СПЗ на 21 августа составлял 83 руб.

При перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 СПЗ, или около 83 тыс. руб. Сейчас размер компенсации определяется ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не может превышать 600 руб. за 1 кг (для багажа) и 11 тыс. руб. для ручной клади в случае, если цена не может быть точно установлена.

За задержку рейса, согласно Монреальской конвенции, каждому пассажиру положена компенсация до 4150 СПЗ, или 344 тыс. руб. Сейчас ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25% МРОТ (1975 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

В случае гибели пассажира, как гласит конвенция, размер компенсации может составлять до 100 тыс. СПЗ, или около 8,3 млн руб. Сейчас эта норма регламентируется п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса. Максимальная сумма — 2 млн руб.

Наконец, пассажиры получат возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику. Если это можно было сделать только по месту регистрации авиакомпании, то после присоединения к конвенции подать иск можно будет и по месту жительства пассажира.

«Доля затрат по этой статье в общем бюджете авиакомпаний не столь значительна, больше всего перевозчики тратят на топливо и лизинг (около половины всех затрат)», — говорит старший партнер консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Шкребело. По его мнению, расходы на обслуживание возрастут, «но это не приведет к серьезным издержкам перевозчика» и не отразится на росте стоимости билета. «Принятие Монреальской конвенции в большей степени выгодно пассажирам, для авиакомпаний это больше повышение привлекательности перевозчика в глазах клиента», — заключает эксперт.

Однако «Аэрофлот», крупнейший авиаперевозчик России в международном сообщении, предупреждает, чтобы клиенты не рассчитывали на автоматические платежи за задержку рейса, как в Европе — ущерб придется доказать. Сейчас согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от €250 до €600 в зависимости от дальности перелета. «Монреальская конвенция не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса», — заявил представитель «Аэрофлота». «В России правила Евросоюза не применяются. После ратификации Монреальской конвенции пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика», — заявляет авиакомпания. За проблемы с багажом российские авиакомпании также не будут выплачивать компенсации автоматически, «все убытки должны быть подтверждены документально в суде», предупреждает «Аэрофлот».

По словам регионального директора по Восточной Европе компании AirHelp, которая занимается получением компенсаций за задержку авиарейсов, Евгения Лонского, сейчас только 1% от всех пассажиров обращаются за взысканием издержек за задержку рейсов, отмену или порчу багажа. Однако, по его словам, есть тенденция к увеличению этого показателя.

Монреальская конвенция 1999 года не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса. Механизм автоматической компенсации действует в странах Европейского союза. Согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от €250 до €600 в зависимости от дальности перелета.

В России правила Евросоюза не применяются. После ратификации Монреальской конвенции 1999 года пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: