Как объяснить ребенку что такое лава. Загадочные вулканы план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Какие беды приносят вулканы

Одним из самых удивительных и загадочных геологических образований на Земле являются вулканы. Однако многие из нас имеют о них лишь поверхностное представление. Какова природа вулканизма? Где и как образуется вулкан?

Как образуется извержение вулкана?

Каким же образом и почему процесса кроются в недрах Земли. В процессе накапливания магмы образуется большое количество тепловой энергии. Температура магмы достаточно высокая, однако она не способна расплавить поскольку на нее сверху давит кора. Если слои земной коры давят на магму слабее, раскаленная магма становится жидкой. Она постепенно насыщается газами, расплавляет на своем пути горные породы и таким путем простилает себе путь к поверхности земли.

Если вулканическое жерло уже наполнено застывшей и затвердевшей лавой, то извержение не произойдет до тех пор, пока величина давления магмы не будет достаточной для выталкивания этой пробки. всегда сопровождается землетрясением. Пепел может выбрасываться на высоту до нескольких десятков километров.

Вулканы представляют собой образования, напоминающие по форме горы, из которых извергается раскаленная магма. Как образуется вулкан? При наличии трещин в земной коре раскаленная магма извергается к ее поверхности под давлением. Склоны вулкана образуются в результате оседания горных пород, лавы, пепла вблизи жерла.

Вулканы – книга для детей интересующихся планетой Земля. Научный комикс, который способен донести до школьника начальных классов серьезную информацию в облегченной форме. Наблюдая за историей детей из будущего, ученик усвоит множество фактов об огненных горах. В этой статье мы познакомимся с книжным экземпляром поближе, свое мнение о прочитанном расскажет юный читатель неполных восьми лет.

Приветствую всех, на блоге , с вами его ведущая Виктория Солдатова и Александр. Сегодня много писать не придется, так как мой юный помощник рассказал о прочитанной книге практически всё. Наверное пришло время писать статьи покороче и уступить пальму первенства подрастающему поколению. Отдам это на ваше усмотрение. Пожалуйста, выскажите свое мнение в комментариях: интересней ли вам читать мои длиннющие отзывы или предпочитаете смотреть их в формате видео?

Книги про вулканы – главное нащупать интерес

Вы читали в детстве книги про вулканы? Я нет. У меня не было подобных интересов. И хотя школьный предмет географию любила, но желания узнать о ней дополнительно не появлялось. Возможно потому, что эта наука также ассоциировалась с путешествиями, а детям родившимся в 70-х данное удовольствие и не снилось. Сейчас, когда я являюсь мамой мальчика, мне постоянно приходится включать интуицию о его интересах. И каким-то шестым чувством, а может быть исходя из моих наблюдений за сыном и сделанных на подсознательном уровне выводах, я смогла “попасть в точку”.

Книга “Вулканы” пришла к нам в последней посылке, вместе с экземпляром “Марфуша, Масленник и Невезуха”, о которых я писала в , и была выбрана ребенком для чтения первой. Работа над ней проходила дольше, именно по этой причине, я представляю вашему вниманию ее описание только сейчас.

Кому будет интересно

На мой взгляд, данное чтиво не для всех. Я не люблю комиксы, но с трудом представляю подачу этого материала в классическом формате. Получился бы учебник по химии и географии 2 в 1.

Деткам дошкольного возраста, даже если с ними занимаются ранним развитием, в тексте будет непонятно многое. И хотя автор Джон Чад и иллюстратор Софи Голдштейн сделали все возможное, чтобы упростить понимание информации, все же существует определенный возраст, когда дитя способно вникнуть в понятия давления и химических формул.

Начало истории показалось мне необычным и напомнило фильмы, где незнакомые зрителю персонажи производят какие-то действия. Затем обычно на экране появляется надпись типа “Двадцать лет спустя”. На мгновение я даже задумалась если приобретенный экземпляр был выбран мною верно… Но вскоре всё прояснилось. И дальнейшие события описаны в логической последовательности. Как я написала выше, всё время пока мой ребенок читал, я мысленно аплодировала автору за подачу подобных знаний в виде фантастической истории.

Уверена, что школьники прочитав научный комикс “Вулканы”, почерпнут для себя много полезного, разовьют свой кругозор и смогут лучше понять учителя объясняющего материал. Ведь мы с вами знаем, что знакомая информация воспринимается нами легче, чем полученная впервые.

Коротко о книге: качество, иллюстрации

Книга в Лабиринте

Издательство Манн, Иванов и Фербер, серия “Научный комикс”. Формат А5 очень удобен для детских рук. Твердая обложка, 128 страниц – плотный офсет, прошиты.

Что можно сказать о картинках. Как понятно из жанра, они занимают всю поверхность разворотов. Для возраста предполагаемых читателей иллюстрации понятны, современны, в них нет ни капли жестокости. Ведь вулканы могут грозить настоящими бедствиями как для людей, так и для животных. Единственное, что смущает лично меня, это некие карикатуры, когда персонажи выражают свои эмоции. Их не много, но имеются, смотрите один из разворотов ниже.


Фото увеличивается при клике

Вулканы – книга для детей в видео отзыве

Если вы впервые попали на страничку, знакомьтесь – это мой сын Александр. Ему 7 лет 10 месяцев, он перешел в 4 класс и сейчас находится на летних каникулах. Данное время года прекрасно для отдыха и чтения. Во французском лицее, где учится ребенок, не выдают список литературы на лето. Хотя поддерживание знаний конечно же приветствуется учителями.

Дополнительную литературу сын читает по желанию, то есть выбирает сам с полок в детской комнате. По некоторым экземплярам работает дополнительно – записывает информацию в читательский дневник. Мы завели его на русском языке, работая по рассказу . Вот и историю Джона Чада решили записать. Мне показалось, что таким образом материал лучше усвоится. Да и практику письма по-русски трудно переоценить. Но слушая Александра, подумалось, что ему и так все было понятно…

Да, живем мы в шумном месте, надеюсь звук машин и мотоциклов не помешал вам сосредоточиться на рассказе. Буду рада, если наше совместное мнение помогло вам определиться, подойдет ли книга для детей “Вулканы”, вашим ребятам. А мы прощаемся с вами, до скорых рецензий о летнем чтении. Пока!

Бывают дни скучные и серые, когда малышня не знает, чем заняться и бродит по дому. Или бегает с душераздирающими криками, стараясь привлечь внимание. А у взрослых, как всегда, мгновенно находится много важной, по их мнению, работы.

Стоп! Мамы и папы, дедушки и бабушки, отложите в сторону свои срочные дела (если, конечно, вас не затопили соседи сверху и не горит пирог в печке) и сделайте маленькое чудо для своего ребенка. Все очень просто – продемонстрируйте ему действующую модель вулкана .

Нет, спичек и огня нам не нужно, и срочно разыскивать противогазы тоже нет необходимости. Все, что надо, можно найти на кухне и на полочке в детской.

Итак, делаем действующую модель вулкана.

1. Предварительная беседа.

В зависимости от возраста ребенка составьте рассказ о вулкане .

Вулкан – это такая гора, у которой вверху есть отверстие (кратер), которое ведет в глубину Земли. Наша Земля состоит из верхнего твердого слоя, среднего – жидкого и горячего, внутреннего – ядра.

Для лучшего понимания можно показать обычное куриное яйцо. Скорлупа – первый слой, белок – жидкий слой, желток – ядро. Проковыряйте в скорлупе яйца дырочку – это будет кратер вулкана, немного потрясите яйцо, и ребенок увидит, что через отверстие показался белок (пусть это будет не совсем научно, ведь через кратер вулкана вырывается магма – смесь второго слоя Земли – мантии и части литосферы – твердого слоя, но зато будет понятна сама суть процесса).

Так и с вулканом, магма вырывается из кратера из-за образовавшегося газа (потрясите бутылку с минеральной газированной водой и откройте пробку). Иногда магма вылетает столпом, а иногда спокойно изливается на поверхность. Застывшая лава – это всем нам известная пемза.

Сказка о речке и вулкане

Алексей Бормашов

Жил в одной из дальних стран
Старый дедушка вулкан.
Трубку целый день курил.
В небо чёрный дым валил.

Рядом речка протекала.
Рос за ней зелёный лес,
Ели, сосны до небес,
Жило в нём зверей немало.

Речка гору огибала,
Где вулкан в пещере жил
И ему она сказала:
“Ты всё небо закоптил!

Ну зачем дымить без толку?,
Так и заболеть недолго.”
Но вулкан не отвечал,
Речку пеплом посыпал.

Как-то утром шум раздался,
Над горой огонь поднялся,
Задрожало всё вокруг
И вулкан взорвался вдруг.

Лава потекла рекой,
Всё сжигая за собой.
Тут деревья закричали:
“Что нам делать, мы пропали?!

Злой огонь всех уничтожит.
Кто спасёт нас, кто поможет,
Где защиты нам искать
И кого на помощь звать?”

Речку стали все просить
Пламя лавы потушить.
Речка лесу отвечала:
“Я вулкан предупреждала,
Что бы он бросал курить,
Нужно старика лечить.
Лаву я водой залью
И огонь остановлю.”

Лава к речке приближалась,
Та волною вверх поднялась
И на лаву понеслась,
Тут и схватка началась.

Пар поднялся над горой,
Всё закрыл туман густой,
Грохот, треск, вода кипит,
Лава, как змея, шипит.

Скоро стала уставать
И на гору отступать.
Речка в битве победила,
Пламя лавы погасила.

Лес её благодарит,
Радостно листвой шумит.
Перестал вулкан курить
И в пещере мирно спит.

Если кто ещё не знает,
Всех Минздрав предупреждает:
“От куренья вред большой!”
Будь здоров, читатель мой.

2. Делаем модель действующего вулкана.

Из пластилина лепим полый вулкан в виде конуса с широким основанием и более узкой вершиной с отверстием.

3.Вулкан в действии.

На ровную поверхность насыпаем горкой пищевую соду. Ставим сверху наш вулкан . Прижимаем основание плотно к поверхности.

Вулкан готов? Зрители готовы?

Тонкой струйкой выливаем в кратер вулкана уксус (или из бутылки или с ложки) и наблюдаем настоящее извержение. Повторяем.

Видео для полной картины :

Интересно? Увлекательное зрелище и масса положительных эмоций (и каких-то 2 литра уксуса на полпачки соды, так как извержение вулкана дети захотят делать неоднократно).

(Посетители 1 257 за все время, 1 просмотры сегодня)

Анастасия Власкина
Занятие для дошкольников «Вулканы и гейзеры»

Вулканы и гейзеры

Цель :

Развитие познавательных интересов и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста .

Задачи :

Познакомить детей с природными явлениями гейзерами и вулканами ;

Сформировать представления о типах вулканов их строением , причиной извержения;

Активизировать в речи детей слова : очаг, магма, жерло, кратер, лава;

Развивать познавательный интерес к явлениям природы;

Воспитывать любознательность, волевые качества (целеустремленность, самостоятельность, организованность) .

Ход занятия:

Предлагаю и вам познакомиться с явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку :

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

(Вулкан )

В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана ) вырываются пламя и раскаленные камни (Слайд 3) . Вулканы окутываются дымом , звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава (Слайд 4, настоящий огненный поток (Слайд 5) . А сейчас вы можете наблюдать строение вулкана (Слайд 6) . Вершина горы из которой извергается вулкан , называется кратер вулкана (Слайд 7) .

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость,

выходящая из вулкана , называется лавой (Слайд 8) . Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие (Слайд 9) . Когда куски лавы застывают, получаются новые камни (Слайд 10) . Вулканы извергаются по - разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно» (Слайд 11) . У нас в стране есть много вулканов . Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами » ? (Ответы детей)

Послушайте интересную легенду.

«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом , гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».

Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. (Слайд 12)

Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие , спящие и потухшие.

1. Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана . (Слайд 13) .

Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим ? (Ответы детей)

2. Спящий – это вулкан , который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд 14) .

Вулкан спит , лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы , чтобы пробудиться.

Какие вулканы называют потухшими ? (Ответы детей)

3. Потухшие - это вулканы , которые работали в далеком - далеком прошлом (Слайд 15) .

Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (Слайд 16)

(вид на Корякский вулкан (Корякская сопка) .

Чем это грозит? А что происходит обычно перед извержением? (Ответы детей) Землетрясение.

А сможет ли кто - то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана ?

(Ответы детей) Вулканологи .

За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (Слайд 17) . Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись . Посмотрите, какая это опасная профессия (Слайд 18) . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» , а когда «проснется» (Слайд 19) . Если вулкан «проснется» , то может разрушить город (Слайд 20) . После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая , земля- например, Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам (Слайд 21) .

Физминутка :

Вот вулкан – это гора ,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там :

Просыпается вулкан .

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан .

Сегодня я хочу вам рассказать ещё об одном интересном свойстве воды. Горячая вода, ребята, встречается не только на кухне, она бывает в природе. Это явление называется гейзер .

Гейзеры – редкое явление природы (Слайд 22) . Это разновидность кипящих источников, температура в которых достигает 98 градусов. Слово «гейзер » означает фонтанирующий, бьющий фонтаном. Встречаются гейзеры в Северной Америке , в Исландии, Новой Зеландии. В России тоже есть это уникальное явление и необыкновенное зрелище. Это место называется Долина гейзеров (Слайд 23, и находится оно на Камчатке.

Самый крупный гейзер – Великан (Слайд 24) . Столб его воды взлетает на высоту 30 метров, а клубы пара поднимаются до 300 метров. Это удивительное зрелище сопровождается оглушительным рёвом. Каждый из гейзеров имеет определённый режим и ритм извержения, но все они действуют с точностью часового механизма. У каждого гейзера своя температура воды. Одни только теплые, в такой воде можно было бы искупаться, а другие – очень горячие. В воде с такой температурой можно сварить яйцо.

Как же устроен гейзер ? Как он извергается? (Слайд 25) .

гейзера есть центральный канал, идущий через твердые горные породы там, где есть трещина от поверхности до магматического очага или сильно раскаленных пород. Холодная вода с поверхности просачивается вниз и выталкивает перегретую воду вверх по каналу, а сама нагревается. Когда часть горячей воды изливается на поверхность, давление в канале уменьшается, вода внезапно закипает, частично превращается в пар и вырывается столбом вверх, иногда на большую высоту) (Слайд 26) .

Теперь вы знаете, что такое вулканы и гейзеры и как они извергаются. Когда вы будете большими, наверное, обязательно станете учеными.

Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия ? (Ответы.)

А теперь давайте с вами ребята свои впечатления выразим в своем творчестве, кто-то нарисует, а кто-то слепит.

Спасибо всем за работу!

Вы у меня очень способные и замечательные!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня ко мне пришло от одного мальчика, он пишет, что часто в мультиках и фильмах показывают вулканы, но он никак не может понять что это такое и для чего они нужны.

Я попросил своего друга профессора Чайникова рассказать, что же это такое.

И вот что написал мне мой друг:

"Добрый день мои друзья, я очень рад, что вас заинтересовали вулканы, это очень интересное явление.

Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами.

Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки.

Вот например такие

Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение. При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой.


Извержение представляет собой череду сильных и слабых взрывов и излияний лавы - смеси расплавленных горных пород. Объемы излившейся лавы могут доходить до нескольких десятков кубических километров. Извержения бывают длительными, которые можно наблюдать в течение нескольких лет и даже столетий, и кратковременными, проходящими за несколько часов. К их предвестникам относятся следующие явления: землетрясение, изменение состава газов, звуковые (акустические) перепады и другие.

Те вулканы которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались. На Земле таких вулканов около 500.

«Слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос» - огонь, пламя. У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Вулкаома. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в 50 км к северу от острова Сицилия. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: