Баку набережная бульвар. Набережная в баку - приморский парк и другие достопримечательности. Достопримечательности набережной в Баку

Приморский бульвар – неотъемлемая часть Баку. Кажется, он существовал здесь всегда, без него город представить невозможно. В 2009-м году бульвар отметил свой вековой юбилей, и похоже, это только начало его богатой истории, ведь сейчас он переживает второе рождение. Но обо всем по порядку.

Таким был бульвар сто лет тому назад

Бакинский бульвар собирались построить еще в начале девятнадцатого века, но началось строительство лишь в 1909 году по инициативе бакинского инженера Мамедгасана Гаджинского. Деньги на создание бульвара выделили из городской казны, не обошлось без помощи местных меценатов. Благоустройство прибрежной территории началось с участка от причала общества «Кавказ и Меркурий» до дома известного нефтепромышленника и певца ханенде Сеида Мирбабаева. Сейчас на этом месте располагается Театр Кукол. Достопримечательностью бульвара стала купальня, построенная в дворцовом стиле, окруженная деревьями и цветниками.

В советское время купальня была ликвидирована в связи с изменением уровня Каспия. Надо сказать, что море неоднократно заставляло понервничать горожан и власти Баку, внося свои коррективы в ландшафт Приморского бульвара. Следующие двадцать лет уровень Каспия постоянно понижался, что позволило сделать нижний ярус набережной и открытую площадку у моря, которую украшали каскады фонтанов. В девяностые годы уровень Каспия вновь повышается, и часть построенного оказывается под водой. Затоплены прогулочная эстакада, яхт-клуб и пристань для катеров. Приходится снова проводить реконструкцию и поднимать нижний ярус на несколько метров.

К столетию Приморского бульвара здесь появляется не имеющий аналогов в мире музыкальный фонтан, реставрируются многочисленные аттракционы, открываются кафе и кинотеатры. Отреставрирована парашютная вышка, которая благодаря уникальной подсветке, стала еще одной достопримечательностью Баку.

Если от Музея Ковра вдоль моря пойти налево и дойти до пристани, а там потратить пять манат билетик, то и светящуюся вышку, и всю набережную вы сможете рассмотреть во время прогулки по Бакинской бухте на катере. Особенно хороша морская прогулка ночью, последний рейс катер делает в половине двенадцатого ночи. Вы сможете насладиться переливающимся Кристалл Холлом, огнями Нагорного парка, светопредставлением на стенах Огненных Башен. Кстати, за десять манат можно прокатиться на катере в салоне вип-класса, с мягкими сидениями и работающим кафе. Но учитывайте, что тогда вы не почувствуете развевающий волосы ветер и запах моря.

А вот купаться в Бакинской бухте, увы, нельзя. Да никому и в голову не приходит – масляные пятна на воде недвусмысленно намекают, что это небезопасно для здоровья. Увы, проблема загрязнения Бакинской бухты по сей день остается актуальной. Сюда сбрасываются как бытовые, так и промышленные отходы города. В 1996 году со дна бухты было поднято около 5000 тонн металлических и деревянных отходов – затонувших судов, трубопроводов и других металлоконструкций.

Если же от Музея Ковра вы пойдете налево, в сторону Кристалл Холла, то увидите новую часть Приморского бульвара. К 2015-му году территория Приморского парка станет в пять раз больше, увеличится и длина бульвара, и сейчас идут постоянные работы по благоустройству и расширению. Прокатитесь на Колесе обозрения, рассмотрите вблизи стены Кристалл Холла, созданные из многочисленных светящихся экранов, дойдите до Площади Флага. Дорогу в темное время суток вам будут освещать причудливо изогнувшиеся в разные стороны разноцветные фонари: одни из них будто кланяются, приветствуя вас, другие замерли знаком вопроса, третьи чуть сдвинулись в сторону, словно разглядывая гостей. Вы выйдете прямо к морю, сможете почувствовать его запах, полежать позагорать на солнышке. Здесь пока что еще тихо и очень мало людей. Но купаться все-таки не стоит.

Приморский бульвар для бакинцев – излюбленное место отдыха, сюда приходят парами, приводят детей, здесь гуляют с собаками. В отличие от большинства других парков, здесь нет табличек, запрещающих выгул животных, на каждом газоне, поэтому вечером вы встретите массу четвероногих бакинцев, важно шагающих вслед за хозяевами.

Для детей в парке установлено множество каруселей, подростки развлекают себя роликами и катанием на велосипедах. Если позволяют финансы, можно неплохо провести время в одном из прибрежных кафе, если нет – просто купить в киоске, коими усеяна набережная, бутылку сока и пакет чипсов.

Если идти по набережной в сторону Морского вокзала, можно обнаружить очень необычные достопримечательности, например, аллею кактусов! Прямо в центре аллеи выделена и огорожена значительная площадь, на которой растут кактусы всех мастей, от привычных нам плоских до экзотических техасских, тех самых, из которых делают текилу, в рост человека. Кто и зачем высадил их здесь? Кому пришла в голову идея создать живую выставку именно кактусов – загадка, но выглядит это очень оригинально. Не менее оригинален и расположившийся чуть дальше фонтан, состоящий из собранных в шары трубочек. Тугие струи воды рассеиваются, даря прохладу всем, кто решается подойти близко.

На набережной вы обнаружите много интересных скульптур. Чистильщик обуви, согнувшийся над своей скамеечкой, как будто ждет, что вы поставите на нее ногу. Впрочем, именно так и делают туристы, чтобы сфотографироваться. Или одинокий капитан, пристально рассматривающий Бакинскую бухту с берега. Кстати, капитан почему-то очень маленького роста, может быть, подводник?

Жемчужина Баку и одна из его визитных карточек – Приморский бульвар родился не сразу. Когда–то на этом месте была городская стена, защищавшая Баку от набегов с моря.

В 60-е годы XIX века стена оказалась не нужна – совершать набеги на Баку стало некому, и ее решили снести. Стену разобрали, камень городская управа продала за 44 тысячи рублей – огромные по тем временам деньги. На них власти устроили 30-метровое пространство вдоль берега – прообраз будущей набережной. Примерно тогда же там стали расти оригинальные здания в мавританском стиле – ведь поначалу ее украшали в основном склады с товарами, да пристани пароходных компаний. Все это предназначалось для торговли с Персией. Так началась длительная и насыщенная событиями история бакинского Приморского бульвара.

Сегодня его сравнивают со всемирно известным бульваром Копакабана в Рио и Променад дез Англе в Ницце. Но Приморский бульвар в Баку неповторим. Это набережная, которая растянулась на 5 километров вдоль берега моря, а буквально завтра ее протяженность возрастет еще в пять раз! Сегодня набережная берет начало у подножия Нагорного парка и идет вдоль берега Каспийского моря, мимо Ичери Шехер - Старого города до Морского порта. Самая живописная часть бульвара расположена между Нагорным парком и Губернаторским садом (площадью Азнефть). Это не унылая полоса асфальта под палящим солнцем. На всем пространстве бульвара высажены уютные тенистые аллеи, прорыты каналы, сродни венецианским, разбиты цветники, устроены кафе под открытым небом, где так хорошо выпить в жару бокал минералки с крепчайшим, сваренным по-азербайджански кофе и сразиться в шахматы. Здесь, на этом бульваре, никто никуда не торопится, особенно по вечерам. Зато вечером, когда немного спадает дневной зной, бульвар расцветает. Кажется, весь Баку собрался здесь. Гуляют семьями, бродят влюбленные парочки, здесь есть все. Особенно интересен Музей Ковров, где собраны и бережно сохраняются образцы старинного азербайджанского и иранского ковроткачества.

У Музея Ковров расположена пристань, куда причаливают прогулочные теплоходики и лодки, они отправляются в свой ежедневный путь по живописным каналам, и в какой–то момент кажется, что ты уже не в Баку, а в Венеции, тем более, что по берегам каналов выстроены дома в венецианском стиле, а через канал перекинуты ажурные мостики. Еще одно потрясение ждет в Старом городе. Прямо на набережную здесь выходит символ Баку – воспетая поэтами Девичья башня. Приморский бульвар в Баку имеет государственное значение. Как Красная площадь в Москве, Крещатик в Украине или площадь Святого Петра в Ватикане. Указом Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 10 января 2008 года, учитывая значение Приморского бульвара для истории, культуры и экологии столицы Азербайджанской республики, было создано Управление Приморского бульвара при Кабинете министров. В соответствии с этим же документом Приморский бульвар начали капитально благоустраивать и реконструировать.Деньги были выделены мэрией Баку.

Когда план будет полностью реализован, территория Приморского парка будет увееличена в пять раз. Он протянется от Морского вокзала до поселка Зых и от Дворца ручных игр до мечети Биби-Эйбат – на 25 километров. Сегодня на бульваре в разбитом подле него Национальном приморском парке продолжается капитальная реконструкция, расширяется зеленая зона, строятся новые музыкальные фонтаны, модернизируется береговая линия. Все работы планируется закончить к 2015 году, и тогда все мы сможем увидеть обновленный Приморский бульвар. Он предстанет во всем великолепии от Байыловских высот до Зыха. Уже сейчас идет здесь строительство новых ультрасовременных отелей. Стоит отметить, что все промышленные объекты, расположенные на пути строительства, будут перенесены за город. Несомненно, это улучшит экологическую обстановку в Баку – как когда-то снос крепостной стены дал доступ в город свежему морскому ветру.

Где находится:

О.БУЛАНОВА

Приморский бульвар – это поистине морской фасад Баку, на протяжении практически двух веков определявший лицо столицы Азербайджана.

История Приморского бульвара, включая набережную, носившую в разные годы разные названия, невероятно интересна. В 2009 г. было торжественно отмечено столетие бульвара, однако его история гораздо длиннее.

Разговоры о том, что Баку необходима набережная, шли давно, обсуждались разные варианты.

По первоначальному варианту проекта между крепостной стеной, которая окружала Ичери- Шехер и со стороны моря, и зданиями за ней предусматривалось проложить улицу небывалой для того времени ширины - 18 м. С одной стороны улицу ограничивала бы крепостная стена, с другой стороны - задние фасады зданий. При значительных перепадах высот новая улица не смогла бы играть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.

Поэтому в 1865 г. бакинским военным губернатором и управляющим гражданской частью генерал-лейтенантом Михаилом Петровичем Колюбакиным было подано ходатайство на снос участка старой крепостной стены, который отделял Ичери-Шехер от морского побережья и «своей бесполезностью препятствовал свободному движению воздуха». Разрешение было получено, и стену снесли.

Однако после сноса стены сразу же стала ощущаться необходимость в архитектурном оформлении набережной. Поэтому вырученные от продажи камня снесенной стены деньги (44 тыс. руб.) были «употреблены на сооружение пристани, - писали газеты тех лет, - и изящной каменной набережной, вскоре украсившейся рядом красивых частных домов».

Первым своим благоустройством Баку обязан архитектору Карлу Гиппиусу, который, кстати, отстоял Дворец Ширваншахов, когда его попытались приспособить под городскую тюрьму. К.Гиппиус участвовал в формировании ряда улиц и в проектировании первых домов на набережной. Знатокам и историкам хорошо известна его акварель 1867 гг., где изображена набережная и дома на ней, в том числе губернаторский дом (впоследствии там размещался клуб медработников с пристроенным третьим этажом, позднее на этом месте построили отель «Four Seasons»).

Купальни и общий вид бульвара (1917 г.)

За сооружение набережной взялся азербайджанский архитектор Гасымбек Гаджибабабеков (1811-1874). Древняя Девичья башня - символ Баку - тогда играла роль маяка, и трудно сказать, дожил ли бы до наших дней этот удивительный памятник, если бы не это обстоятельство.

Г.Гаджибабабеков произвел значительные инженерные и планировочные работы по благоустройству набережной, занимался ее строительством и вопросами подведения пресной воды.

В 1867 г. по его проекту на будущей площади Азнефть был построен водоразборный фонтан (также видимый на акварели К.Гиппиуса) и другие сооружения, был запланирован широкий тротуар, обсаженный деревьями, а между участками частных владений - переулки шириной в 13 м. Через них с набережной открывались виды на выразительную архитектуру Бакинской крепости - Ичери-Шехер.

После этого набережная получила статус бульвара, ставшего, по словам современников, украшением города. Надо сказать, что набережная была объектом пристального внимания городских властей еще и потому, что на ней размещался дом губернатора. В 1882 г. на набережной предполагалось построить бульвар, запроектированный архитектором А.Кошкиным.

Но несмотря на все усилия, набережная все равно оставалась не самой приглядной и благоустроенной частью города, потому что на ней размещались многочисленные частные пристани торговых фирм и пароходных компаний со складами и прочими строениями, настолько загромождавшими и загрязнявшими морской берег, что даже проводившиеся мероприятия по его улучшению сводились «на нет».

Так, например, пароходная компания «Кавказ и Меркурий» построила на набережной пристань и ряд других сооружений, разделив береговую полосу на две части: Александровская набережная (в честь императора Александра II) располагалась вдоль Ичери-Шехер примерно от будущей площади Азнефть и до будущего Театра кукол, которого тогда еще, разумеется, не было, и Петровская, шедшая в восточном направлении дальше вдоль береговой линии.

Поэтому в 1897 г. был построен барьер, отделявший участок шириной в 50 м от моря, четко обозначивший бульвар как целостное архитектурное сооружение.

В 1900 г. Садовая комиссия города постановила построить на набережной большой питомник декоративных деревьев, и с этого момента началось активное озеленение бульвара. Детальный проект озеленения, с учетом ширины аллей и их протяженности, пород деревьев, кустарников и т.п., был составлен гражданским инженером (архитектором) Казимиром Скуревичем, поляком на российской службе, совместно с городским садоводом Васильевым.

В первые годы ХХ в. бульвар имел уже достаточно привлекательный вид, набережная продолжала оставаться в плену пристаней и причалов. За превращение набережной в прекрасную транспортную магистраль, а также в место отдыха и городской парк градоначальники взялись только в 1909 г., и эта дата считается официальным годом «рождения» Бакинского бульвара. Как сообщала газета «Каспий» в № 77 за 1909 г., «На устройство бульвара на набережной Дума ассигновала 10 тыс. рублей».


Набережная

За благородное дело благоустройства взялся талантливый инженер Мамед-Гасан Гаджинский; принимал участие и немецкий архитектор Адольф Эйхлер. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями «Олимпия» для синематографа и ресторана «Эльдорадо», фонтанов и беседок, а также лестницы, ведущей в море.

Бульвар получился пока не очень длинным: планы устроителей очень быстро столкнулись с интересами крупного капитала - жертвовать своими доками, складами и пристанями желающих было немного. Поэтому вначале была благоустроена прибрежная территория, расположенная между причалом общества «Кавказ и Меркурий» и домом Сеида Мирбабаева, т.е. собственно Александровская набережная. На интересы общества «Кавказ и Меркурий» никто не рискнул посягнуть.

В дальнейшем сумма ассигнований была увеличена до 600 тыс. рублей. Материальную поддержку также оказали бакинские меценаты. Властями города был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие около тридцати специалистов, среди которых были видные архитекторы и инженеры- строители. Были расчищены территории, посажены деревья, кустарники, разбиты цветники.

Кроме этого был объявлен конкурс на проект купальни с рестораном, а также на тринадцать киосков различного назначения. Победил проект гражданского инженера и в то же время городского (главного) архитектора Баку Николая Баева (1878-1949), и в 1914 г. Александровская купальня была построена. Деревянная купальня на сваях, по словам современников, «привлекавшая внимание своей самобытной архитектурой», походила на сказочный летний дворец, на крыше которого был благоустроенный солярий с душем. Эта купальня совершенно преобразила вид бульвара.

Кстати, эта купальня - не первая. До нее существовала другая, тоже носившая название Александровской. Она была построена в 1884 г. по проекту гражданского инженера и городского архитектора в 1881-1886 г. Михаила Ботова (1855-1886). Ботовская купальня была несравнимо проще по архитектуре, да и обветшала за тридцать лет.

Баевскую же купальню снесли в начале 60-х гг., в связи с подъемом уровня воды в Каспийском море и частичной реконструкцией бульвара.

Набережная представляла собой широкую пространственную композицию; в сочетании с бульваром, зеленью многочисленных деревьев (которые, кстати, подбирались очень вдумчиво - с учетом не только приживаемости, но и с учетом создаваемой ими затененности, о чем совершенно не думают современные ландшафтные дизайнеры), этот участок города был очень живописным и являл собой самую оживленную его часть. Не случайно современник замечали, что самая блестящая часть Баку - его набережная.


Панорама набережной с пл. Азнефт. 1930 г.

К началу 50-х гг. длина Приморского бульвара составляла уже 2,7 км - от судоремонтного завода им. Парижской коммуны до нового пассажирского морвокзала. В 60-е гг., после строительства нового морского порта, бульвар продлили (до площади Азадлыг) перед Домом правительства. Тогда площадь носила имя Ленина. Автором проекта был архитектор М.Гусейнов.

В 1966 г. по проекту этого архитектора на Приморском бульваре, в районе площади Азадлыг, была создана открытая к морю площадка, которая заканчивалась сходами к береговой линии, декорированными партерной зеленью, цветниками и каскадом фонтанов. В 1967 г. М.Гусейновым был подготовлен новый проект реконструкции всего Приморского бульвара.

В связи со значительным понижением уровня Каспийского моря, который достиг в 1977 г. своей низшей отметки, в результате чего была обнажена широкая полоса бывшего морского дна, были предприняты работы по созданию второй нижней террасы Приморского парка, где были устроены аллеи, газоны и фонтаны.

Одновременно бульвар рос вширь: в связи с падением уровня Каспия образовалась широкая обмелевшая полоса, над которой возвели его нижнюю террасу. Но очень скоро выяснилось: море отступило не навсегда.

Повышение уровня Каспия совпало с политической и экономической неустроенностью 90-х. Нижняя терраса бульвара - прогулочная эстакада, а также катерная пристань и яхт-клуб были затоплены, от соленой воды начали гибнуть деревья, кое-где даже появились камыши. В результате проведенных реконструкционных работ нижнюю террасу бульвара подняли на несколько метров.

Протянувшийся на несколько километров Приморский бульвар у многих поколений бакинцев был любимым местом отдыха, прогулок, встреч с друзьями. Его зеленые насаждения включали в себя столь широкий спектр представителей флоры, что его по праву называли национальным достоянием.

Использованы материалы доктора исторических наук Кямиля Ибрагимова. Из архивов газеты ЭХО

Материал является частью серий « »

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.

Статью О.Булановой об истории создания Приморского бульвара в Баку

Согласно многочисленным опросам, большинство бакинцев считают, что лицом города однозначно является Приморский бульвар. Это поистине морской фасад Баку, на протяжении практически двух веков определявший лицо столицы Азербайджана.

История Приморского бульвара, включая набережную, носившую в разные годы разные названия, невероятно интересна. В 2009 г. было торжественно отмечено столетие бульвара, однако его история гораздо длиннее.

Разговоры о том, что Баку необходима набережная, шли давно, обсуждались разные варианты.

По первоначальному варианту проекта между крепостной стеной, которая окружала Ичери- Шехер и со стороны моря, и зданиями за ней предусматривалось проложить улицу небывалой для того времени ширины - 18 м. С одной стороны улицу ограничивала бы крепостная стена, с другой стороны - задние фасады зданий. При значительных перепадах высот новая улица не смогла бы играть существенной роли в городе и была бы архитектурно невыразительной.

Поэтому в 1865 г. бакинским военным губернатором и управляющим гражданской частью генерал-лейтенантом Михаилом Петровичем Колюбакиным было подано ходатайство на снос участка старой крепостной стены, который отделял Ичери-Шехер от морского побережья и "своей бесполезностью препятствовал свободному движению воздуха". Разрешение было получено, и стену снесли.

Однако после сноса стены сразу же стала ощущаться необходимость в архитектурном оформлении набережной. Поэтому вырученные от продажи камня снесенной стены деньги (44 тыс. руб.) были "употреблены на сооружение пристани, - писали газеты тех лет, - и изящной каменной набережной, вскоре украсившейся рядом красивых частных домов".

Первым своим благоустройством Баку обязан архитектору Карлу Густавовичу Гиппиусу, который, кстати, отстоял Дворец Ширваншахов, когда его попытались приспособить под городскую тюрьму. К.Гиппиус участвовал в формировании ряда улиц и в проектировании первых домов на набережной. Знатокам и историкам хорошо известна его акварель 1867 гг., где изображена набережная и дома на ней, в том числе губернаторский дом (впоследствии там размещался клуб медработников с пристроенным третьим этажом, а сейчас на этом месте стоит отель "Фо сизонс").

За сооружение набережной взялся замечательный азербайджанский архитектор Гасымбек Гаджибабабеков (1811-1874). Древняя Девичья башня - символ Баку - тогда играла роль маяка, и трудно сказать, дожил ли бы до наших дней этот удивительный памятник, если бы не это обстоятельство. Г.Гаджибабабеков произвел значительные инженерные и планировочные работы по благоустройству набережной, занимался ее строительством и вопросами подведения пресной воды.

В 1867 г. по его проекту на будущей площади Азнефть был построен водоразборный фонтан (также видимый на акварели К.Гиппиуса) и другие сооружения, был запланирован широкий тротуар, обсаженный деревьями, а между участками частных владений - переулки шириной в 13 м. Через них с набережной открывались виды на выразительную архитектуру Бакинской крепости - Ичери-Шехер.

После этого набережная получила статус бульвара, ставшего, по словам современников, украшением города. Надо сказать, что набережная была объектом пристального внимания городских властей еще и потому, что на ней размещался дом губернатора. В 1882 г. на набережной предполагалось построить бульвар, запроектированный архитектором А.Кошкиным.

Но несмотря на все усилия, набережная все равно оставалась не самой приглядной и благоустроенной частью города, потому что на ней размещались многочисленные частные пристани торговых фирм и пароходных компаний со складами и прочими строениями, настолько загромождавшими и загрязнявшими морской берег, что даже проводившиеся мероприятия по его улучшению сводились "на нет".

Так, например, пароходная компания "Кавказ и Меркурий" построила на набережной пристань и ряд других сооружений, разделив береговую полосу на две части: Александровская набережная (в честь императора Александра II) располагалась вдоль Ичери-Шехер примерно от будущей площади Азнефть и до будущего Театра кукол, которого тогда еще, разумеется, не было, и Петровская, шедшая в восточном направлении дальше вдоль береговой линии. Поэтому в 1897 г. был построен барьер, отделявший участок шириной в 50 м от моря, четко обозначивший бульвар как целостное архитектурное сооружение.

В 1900 г. Садовая комиссия города постановила построить на набережной большой питомник декоративных деревьев, и с этого момента началось активное озеленение бульвара. Детальный проект озеленения, с учетом ширины аллей и их протяженности, пород деревьев, кустарников и т.п., был составлен гражданским инженером (архитектором) Казимиром Скуревичем, поляком на российской службе, совместно с городским садоводом Васильевым.

В первые годы ХХ в. бульвар имел уже достаточно привлекательный вид, набережная продолжала оставаться в плену пристаней и причалов. За превращение набережной в прекрасную транспортную магистраль, а также в место отдыха и городской парк градоначальники взялись только в 1909 г., и эта дата считается официальным годом "рождения" Бакинского бульвара. Как сообщала газета "Каспий" в № 77 за 1909 г., "На устройство бульвара на набережной Дума ассигновала 10 тыс. рублей".

За благородное дело благоустройства взялся талантливый инженер Мамед-Гасан Гаджинский (не путать с Исабеком Гаджинским, владельцем прекрасного дома справа от Девичьей башни); принимал участие и талантливый немецкий архитектор Адольф Эйхлер. Были составлены проекты больших павильонов на набережной в стиле модерн под громкими названиями "Олимпия" для синематографа и ресторана "Эльдорадо", фонтанов и беседок, а также лестницы, ведущей в море.

Бульвар получился пока не очень длинным: планы устроителей очень быстро столкнулись с интересами крупного капитала - жертвовать своими доками, складами и пристанями желающих было немного. Поэтому вначале была благоустроена прибрежная территория, расположенная между причалом общества "Кавказ и Меркурий" и домом Сеида Мирбабаева, т.е. собственно Александровская набережная. На интересы общества "Кавказ и Меркурий" никто не рискнул посягнуть.

В дальнейшем сумма ассигнований была увеличена до 600 тыс. рублей. Материальную поддержку также оказали бакинские меценаты. Властями города был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие около тридцати специалистов, среди которых были видные архитекторы и инженеры- строители. Были расчищены территории, посажены деревья, кустарники, разбиты цветники.

Кроме этого был объявлен конкурс на проект купальни с рестораном, а также на тринадцать киосков различного назначения. Победил проект гражданского инженера и в то же время городского (главного) архитектора Баку Николая Григорьевича Баева (1878-1949), и в 1914 г. Александровская купальня была построена. Деревянная купальня на сваях, по словам современников, "привлекавшая внимание своей самобытной архитектурой", походила на сказочный летний дворец, на крыше которого был благоустроенный солярий с душем. Эта купальня совершенно преобразила вид бульвара.

Кстати, эта купальня - не первая. До нее существовала другая, тоже носившая название Александровской. Она была построена в 1884 г. по проекту гражданского инженера и городского архитектора в 1881-1886 г. Михаила Дмитриевича Ботова (1855-1886). Ботовская купальня была несравнимо проще по архитектуре, да и обветшала за тридцать лет.

Баевскую же купальню снесли в начале 60-х гг., в связи с подъемом уровня воды в Каспийском море и частичной реконструкцией бульвара. Хотя старые бакинцы до сих пор сожалеют о потерянной красоте...

Набережная представляла собой широкую пространственную композицию; в сочетании с бульваром, зеленью многочисленных деревьев (которые, кстати, подбирались очень вдумчиво - с учетом не только приживаемости, но и с учетом создаваемой ими затененности, о чем совершенно не думают современные ландшафтные дизайнеры), этот участок города был очень живописным и являл собой самую оживленную его часть. Не случайно современник замечали, что самая блестящая часть Баку - его набережная.

К началу 50-х гг. длина Приморского бульвара составляла уже 2,7 км - от судоремонтного завода им. Парижской коммуны до нового пассажирского морвокзала. В 60-е гг., после строительства нового морского порта, бульвар продлили до нынешней площади Азадлыг перед Домом правительства. Тогда площадь носила имя Ленина. Автором проекта был архитектор М.Гусейнов.

В 1966 г. по проекту этого архитектора на Приморском бульваре, в районе площади Азадлыг, была создана открытая к морю площадка, которая заканчивалась сходами к береговой линии, декорированными партерной зеленью, цветниками и каскадом фонтанов. В 1967 г. М.Гусейновым был подготовлен новый проект реконструкции всего Приморского бульвара.

В связи со значительным понижением уровня Каспийского моря, который достиг в 1977 г. своей низшей отметки, в результате чего была обнажена широкая полоса бывшего морского дна, были предприняты работы по созданию второй нижней террасы Приморского парка, где были устроены аллеи, газоны и фонтаны.

Одновременно бульвар рос вширь: в связи с падением уровня Каспия образовалась широкая обмелевшая полоса, над которой возвели его нижнюю террасу. Но очень скоро выяснилось: море отступило не навсегда. Повышение уровня Каспия совпало с политической и экономической неустроенностью 90-х. Нижняя терраса бульвара - прогулочная эстакада, а также катерная пристань и яхт-клуб были затоплены, от соленой воды начали гибнуть деревья, кое-где даже появились камыши. В результате проведенных реконструкционных работ нижнюю террасу бульвара подняли на несколько метров.

Протянувшийся на несколько километров Приморский бульвар у многих поколений бакинцев был любимым местом отдыха, прогулок, встреч с друзьями. Его зеленые насаждения включали в себя столь широкий спектр представителей флоры, что его по праву называли национальным достоянием.

Сегодня бакинская набережная в своем прежнем виде живет лишь в памяти бакинцев старшего поколения, однако обновленный в духе современных требований Приморский бульвар, получивший, кстати, в 2007 г. статус Национального парка, и впредь будет оставаться гордостью жителей столицы Азербайджана.


Решил вернуться к бакинской теме. Бывает так, что в интенсивных поездках и среди рабочих будней, не успеваешь рассказать обо всем задуманном. И вот когда наступает свободное время, начинаешь вспоминать обо все что было, и чем еще не успел поделиться. Так и в этот раз. Есть в Баку потрясающее место - Приморский бульвар.


01. С одной стороны, бульвар - это набережная Каспийского моря тянущаяся вдоль центральной части Баку.

02. С другой стороны - это культовое место, где в Баку проводятся концерты, где разбит чудесный парк, работает музыкальным фонтан, проводятся уличные выставки...

В конце-концов это место, где так здорово гулять и днем и ночью, вдыхая свежий морской воздух.

03. Кроме того, с бульвара открывается неплохой вид на современный город.

04. Есть конечно здесь и всем привычные атрибуты современного мира, вроде торгово-развлекательных центров

05. Ну вот один из них - Park Boulevard. Современная архитектура в сочетании с парковыми насаждениями выглядит довольно привлекательно, на мой взгляд. На верху есть веранда, с приятными ресторанчиками, рекомендую.

06. В целом же, здесь приятно просто гулять. Территория бульвара является - национальным парком, поэтому государство вкладывает сюда финансы, капитально реконструируя территорию. Так к 2015 году планируется что протяженность парка вырастит в пять (!) раз, и будет составлять 25 км.

07. Ну и сегодня, в реконструированной части бульвара - хорошо. Вот такие виды открываются со стороны Морского вокзала (где парк начинается).

08. Меня всю дорогу не покидало чувство домашнего уюта, и бережного отношения к парку. Чисто, красиво...

11. Конечно диковинные растения завезены сюда издалека.

12. Не углубляясь особо в историю происхождения парка, упомяну что ему уже более 100 лет! В 1909 году были расчищены территории, посажены деревья, разбиты цветники, кроме того, была создана купальная зона, со специальным летним дворцом, где можно было оставить свои вещи, переодеться, или просто выпить чаю.

13. Сегодня здесь уже не купаются (плавающей нефти я не видел, но вышки в море видны на горизонте). А вот традиция пить чай на набережной, в многочисленных кафе - осталась.

15. Есть здесь и настоящая парашютная вышка, напоминающая по форме нефтяную вышку. Это 75-ти метровое сооружение было установлено здесь в 1936 году в качестве средства для экстремального развлечения. Так бы мы сказали сегодня. В те дни, отношения к начальной военной подготовке молодежи было куда более серьезное, и прыгать с вышки было достаточно почетно. Всего было четыре отметки на высотах 10, 20, 25 и 60 метров. Парашют имел постоянный купол, который не изменялся и не складывался. Как бы там ни было, в 60-х годах, после трагического случая, вышка сменила свое предназначение, превратившись в безмолвный ориентир и узнаваемую городскую достопримечательность.

16. В море уходит несколько пирсов, некоторые из них имеют свободный доступ, и можно прогуляться по ним, вдыхая свежий морской бриз, или половить рыбку.

17. Или подумать о чем-то своем, вглядываясь вдаль...

18. С пирса открывается неплохой вид на городские ориентиры. Современный бизнес-центр, с большим выставочным залом, и несколькими малыми конференц-залами, кроме того внутри расположены офисные помещения, залы для переговоров и ресторан. Насколько я понял, любая компания, может арендовать временно (на день или на час) одно из помещений, для проведения переговоров или какого-то мероприятия. Забавно.

19. Нравиться или не нравиться это нам, но теперь Баку с моря выглядит как-то так.

20. У самого берега, расположены ступеньки идущие к морю, по которым приятно гулять, или сидеть, общаясь с друзьями или с подругой. Кстати, нигде не видел пьющих пиво, или чего покрепче...

21.Отсюда можно наблюдать за каспийскими паромами заходящими в порт. "Professor Gul" и однотипные с ним, работают на паромных линиях Баку - Туркменбаши (Туркменистан), или Баку - Актау (Казахстан). Перевозят в основном железнодорожные вагоны, автомобили и пассажиров.

22. Кстати линии довольно оживленные, порт обслуживает по два по три парома в день.

23. Ну да не о них наш рассказ. Вернемся к Приморскому бульвару.

24. Морскую сторону бульвара мы уже бегло посмотрели. С городской стороны открывается вид на проспект Нефтяников (или Нефтчиляр). Это пожалуй главная улица Баку. На ней расположено множество важных объектов и достопримечательностей города. На фото запечатлен элемент Дворца Правительства.

25. Расположенная рядом гостиница Hilton на площади Свободы.

26. Довольно симпатичные здания, капитально перестроенные, внешне выглядят как дворцы. Уж не знаю что внутри, кто знает, - подскажите.

27. Собственно, Площадь свободы. Забавно Hilton смотрит на Marriott (Absheron), Marriott на Hilton,

28. а между ними Дом Правительства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: