Каменоостровский дворец. Академия талантов. Что происходит с парком Каменноостровского дворца? Каменноостровский дворец кто его хранитель

Вот уже более двухсот лет на одном из красивейших островов Санкт-Петербурга – Каменном острове - стоит сравнительно небольшой загородный дворец. Здание дворца – одно из замечательных произведений русской архитектуры конца XVIII - начала XIX века, периода классицизма. Это самое раннее сооружение, сохранившееся до наших дней.

Историю создания этого памятника архитектуры мы начнем с события, которое произошло на берегу Малой через год после закладки крепости на Заячьем острове.

4 июня 1704 года на Каменный остров высадился шведский десант (1000 солдат пехоты и 900 - конницы) под командованием генерала Майделя. Перед генералом стояла задача разрушить стоящую в строительных лесах крепость на Заячьем острове и вернуть под свой контроль устье Невы. В ожидании прибытия шведской эскадры на берегу Малой Невки Каменного острова шведы начинают возведение трёх артиллерийских бастионов.

Первый комендант Петербурга, Роман Брюс, готовится к обороне и спешно строит береговую линию укреплений по берегу Малой Невки, отделяющую Каменный остров от Петербургской стороны и Аптекарского острова. На укреплённом рубеже были установлены артиллерийские орудия, расположены три пехотных полка из крепостного гарнизона и четыреста драгун.

23 июня 1704 года Майдель при поддержке артиллеристского огня бастионов, возведенных на Каменном острове, делает попытку форсировать Малую Невку и овладеть Аптекарским островом.

Ружейным огнем при поддержке орудий русского фрегата, вошедшего в реку, атака неприятеля была отбита. Метким огнем русские артиллеристы топили шлюпы с вражеским десантом, заставив войска генерала Мейделя оставить Каменный остров и отступить на Выборгскую сторону. Брюс преследовал отступающего неприятеля до реки Сестры, на берегах которой войска генерала Мейделя были рассеяны.

В этом же году Пётр I раздал приближенным и родственникам острова, находящиеся в северной части дельты Невы: Мишин остров (современное название – Елагин остров) - П. П. Шафирову, Крестовский - сестре Наталье , Каменный – Гавриилу Ивановичу Головкину (1660 – 1734).

Семейство Головкиных находилось в родственных связях с царицей Наталией Кирилловной, поэтому Гавриила Головкина с шестнадцати лет отправили служить стольником при царевиче Петре.

Головкин сопровождал царя в первом его заграничном путешествии и вместе с ним работал на верфях в Саардаме. С юных лет, находясь при Петре, Гавриил Головкин очень хорошо знал характер царя и был одним из его самых преданных и верных слуг. Петр доверял ему много секретных дел, любил и уважал его. Головкин в ответ на благосклонное отношение царя служил ему честно.

В 1709 году Петр I назначил Гавриила Ивановича Головкина Государственным канцлером. Это назначение он получил за достижения в дипломатической политике России, а также за проявленную храбрость в день Полтавской битвы.

Позднее, в 1722 году была введена "Табель о рангах", чин канцлера был помещен в 1 класс и стал высшим гражданским чином Российской империи. Канцлер руководил дипломатическим ведомством. Этого чина удостаивались всего 11 человек. Чиновники 2 класса на этой должности именовались «Вице-канцлерами».

Для владельца острова Г.И. Головкина в 1714 году на самом высоком месте Каменного острова был построен небольшой деревянный дом. Как выглядел этот дом мы не знаем, но, скорее всего, дом был похож на дом Головкина, который находился в «Знатнейшей части города - на набережной Берёзового, или Городского острова, которая шла от главной площади города с Троицкой церковью в сторону Большой Невки… ». Сейчас это участок Петровской набережной реки Невы.

После смерти Головкина следующим владельцем Каменного острова стал Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693-1766) - известный государственный деятель и дипломат елизаветинского времени, участник бесчисленных придворных и международных интриг, дважды был приговорен к смертной казни, но благополучно её избежал.

Получив образование за границей, в 1718 году Бестужев поступил обер-камер-юнкером к вдовствующей герцогине курляндской Анне Иоанновне (будущей императрице Анне Иоанновне), затем был направлен резидентом в Данию. Благодаря Бирону (фавориту Анны Иоанновны), Бестужев был аккредитован посланником при нижнесаксонском дворе и пожалован тайным советником.

В 1740 году по протекции герцога Бирона ему был дан чин действительного тайного советника, а затем он был назначен кабинет-министром в противовес графу А.И. Остерману. Так как Бестужев-Рюмин содействовал Бирону в назначении его регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, то с падением Бирона в 1740 году и сам лишился своего высокого положения.

Затем он был заключен в Шлиссельбургскую крепость и приговорен судом к четвертованию, замененному из-за недоказанности обвинения и сильных покровителей ссылкой в деревню.

В конце того же года был вызван графом Головкиным и князем Трубецким в Санкт-Петербург и успел принять участие в перевороте 25 ноября 1741 года в пользу Елизаветы Петровны. Через 5 дней после своего воцарения императрица пожаловала Алексею Петровичу орден св. Андрея Первозванного, а затем - звание сенатора, должность директора почтового ведомства и вице-канцлера.

Давний соперник Бестужева, А.И. Остерман, впал в немилость и был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой на Урал. Его загородная мыза Каменный Нос на правом берегу Большой Невки, с землями от Черной речки до Старой Деревни, была пожалована графу Бестужеву-Рюмину. В 1764-1765 гг. Бестужев–Рюмин построил для крестьян, трудившихся над созданием его Каменноостровской усадьбы, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и мыза стала называться по церкви селом Благовещенским.

В 1744 году императрица назначила Бестужева государственным канцлером. Достигнув высокого звания канцлера и не имея соперников, Бестужев-Рюмин шестнадцать лет управлял Россией.

В 1746 году А.П. Бестужев-Рюмин купил Каменный остров у сына Г.И. Головкина, причем, сделка предусмотрительно была оформлена на жену канцлера, А.И. Бестужеву-Рюмину, по-видимому, с целью обезопасить приобретаемый остров от конфискации в случае изменения своего положения при дворе.

На месте старого дома Г.И. Головкина в 1752 - 1755 года возводится загородный дом для нового владельца. Дворцовое здание состояло из двух одинаковых двухэтажных корпусов, соединенных между собой двухъярусной галереей.

Кирпичные фасады здания, оштукатуренные и окрашенные темно-красным цветом, были эффектно украшены белыми, алебастровыми цветочными гирляндами, картушами и вазами в обрамлении окон. По всему острову были вырыты каналы, проложены аллеи, высажены деревья. Около дома был разбит голландский сад с широкой центральной аллеей, павильоном Эрмитаж, прогулочной галереей. По отзывам современников, усадебно-парковый ансамбль на острове был одним из значительных произведений архитектуры барокко в России.

5 февраля 1742 года, по воле Елизаветы Петровны, из небольшого герцогства Гольштейн в Петербург прибыл принц Карл Петер - внук Петра Великого. В начале ноября 1742 года принц был крещен по православному обряду и официально объявлен под именем великого князя Петра Федоровича – наследником Российского престола. Наследник престола Петр Федорович восхищался королем Фридрихом и ненавидел Бестужева. В свою очередь и Канцлер, который не любил Пруссию и Францию, ненавидел Петра Федоровича. Поэтому, когда родился Павел Петрович, Бестужев вздумал лишить родителя престола и упрочить его за Павлом Петровичем под опекунством его матери - великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II).

В 1757 году тяжелая болезнь постигла императрицу Елизавету Петровну. Думая, что императрица уже не встанет, Бестужев самовольно написал генерал-фельдмаршалу Апраксину распоряжение возвратиться в Россию, что Апраксин и исполнил. Но Елизавета Петровна оправилась от болезни. Разгневанная на Бестужева за его своеволие, императрица 27 февраля 1758 года лишила канцлера чинов и званий отличий. Его приговорили к смерти, но государыня заменила этот приговор ссылкой. Для взыскания долгов, числящихся за канцлером, было продано движимое имущество, бриллианты и серебро, а также загородный дом и все строения на Каменном острове. Дом в Петербурге, располагавшийся у церкви Исаакия Долмацкого, был сдан в долговременный наем. Дом у Исаакиевской церкви до нашего времени не сохранился, сейчас на этом месте возвышается здание Сената, построенное по проекту архитектора Карла России (Сенатская площадь, дом 1).

В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны на престол взошел новый император - Пётр III. В этом же году скончалась и супруга канцлера А.И. Бестужева-Рюмина, и Каменный остров, перешедший по её завещанию опальному канцлеру, был конфискован.

В 1762 году занявшая престол Екатерина II возвратила Бестужева из ссылки, восстановила его честь и достоинство, возвратила Каменный остров. Получив чин генерал-фельдмаршала, Бестужев, тем не менее, не вернул себе звание канцлера, на которое рассчитывал.

Девятилетний наследник престола, великий князь Павел Петрович, с 1763 года значительную часть лета проводил в загородном доме Бестужева на Каменном острове. В 1765 году Екатерина II выкупила Каменный остров у Бестужева-Рюмина и подарила его своему сыну, великому князю Павлу Петровичу.

В 1776 году на месте старого дома Бестужева начинается строительство нового дворца под надзором архитектора Ю.М. Фельтена. Дворец был построен по типу парадных загородных усадеб. План его в форме сильно растянутой буквы «П», двухэтажный основной корпус и равные по высоте боковые флигели ограничивают парадный двор, раскрытый в сторону дворцового сада.

Северный фасад здания оформлен выступающим шестиколонным портиком тосканского ордена, завершенного классическим треугольным фронтоном. Южный фасад, выходящий на Малую Невку, оформлен восьмиколонным портиком с близко поставленными к стене колоннами.

В западном флигеле дворца располагались жилые помещения, восточный флигель занимал небольшой театр. Строительные работы по возведению дворца были закончены в 1780 году.

Одновременно с дворцом по проекту архитектора А. М. Фельтена была построена церковь для военных моряков, отличившихся в Чесменском сражении в 1776 году. В 1798 году Павел был избран Великим магистром Мальтийского ордена, придворная церковь на Каменном острове становится местом посвящения в рыцари представителей русской аристократии из числа близких к императору лиц.

13 апреля 1783 года умер опальный фаворит Григорий Орлов. Екатерина приобрела у наследников "мызу Гатчину" и 6 августа 1783 года подарила наследнику престола Павлу Петровичу. С 1783 года на протяжении тринадцати лет она являлась великокняжеской резиденцией, а затем пять лет - императорской. Не забыт был и Каменный остров. В 1785 году, с западной стороны от дворца, был построен двухэтажный Кухонный корпус, отделяющий дворцовый сад от Хозяйственного двора. В нижнем этаже Кухонного корпуса размещались кухни, а второй этаж предназначался для проживания кухарок, прачек, охраны дворца. На Хозяйственном дворе, выходящем на набережную Малой Невки, находились служебные постройки, оранжереи, теплицы, конюшни и манеж.

В конце 1780-х годов великий князь Павел Петрович раздал своим приближенным пустующие земли Каменного острова под загородные усадьбы и дачи, тем самым положив начало дачного строительства на острове.

В 1797 году по настойчивому приглашению Павла I в Петербург прибыл последний польский король, Станислав-Август Понятовский, последние месяцы своей жизни он провел в Каменноостровском дворце. Станислав-Август скончался в феврале 1798 года в Мраморном дворце, который был предоставлен ему для зимнего пребывания. Он был похоронен в костеле святой Екатерины на Невском проспекте.

В 1801 году, после убийства Павла I, Каменный остров перешел в собственность его старшего сына Александра. Александр I переносит летнее пребывание двора на Каменный остров, дворец становится его избранной резиденцией. По распоряжению императора Александра I над вторым этажом западного флигеля надстраивается третий этаж, в котором устраивается секретный кабинет для приема самых доверенных лиц. Главный кабинет на втором этаже соединяется с кабинетом на третьем этаже деревянной лестницей.

В августе 1812 года во дворец прибыл М.И. Кутузов. Здесь он был назначен главнокомандующим русской армией, разгромившей чуть позднее "великую армию" Наполеона на полях Бородина.

После смерти императора Александра Каменный остров унаследовала супруга покойного Елизавета Алексеевна, не прожившая полугода после смерти государя. Остров после неё перешел в 1826 году в собственность великого князя Михаила Павловича.

Михаил Павлович (1798 - 1849), младший из сыновей Павла I, оставил после себя разноречивые свидетельства современников. По свидетельству мемуариста Ф. Вигеля, он «ничего ни письменного, ни печатного с малолетства не любил, из музыкальных инструментов признавал только барабан и презирал занятия искусствами».

В 1822 году 14-летняя принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская была избрана Вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной в супруги своему сыну - великому князю Михаилу Павловичу.

Шарлотта приняла православие с именем Елены Павловны, и в феврале 1824 года в Петербурге совершилось бракосочетание по греко-восточному православному обряду.

Елена Павловна отличалась от Императорской семьи начитанностью, интересом к истории, литературе, искусству. Её суждения в политике были смелы, независимы от официального курса. Эти качества ценил в ней и в какой-то степени развивал В. А. Жуковский, читавший ей лекции по русскому языку и литературе.

На одной из дач Каменного острова, принадлежавшей статской советнице Доливо-Добровольской (Большая аллея, 20), А.С. Пушкин со своей семьёй провел два летних сезона - 1834 и 1836 гг.

27 мая 1834 года в Каменноостровском дворце Александр Сергеевич Пушкин был представлен Великой княгине Елене Павловне. В 1836 году Елена Павловна дважды приглашала Пушкина к себе. И он охотно принимал её приглашения, в то время как от балов, устраиваемых и императором, часто увиливал.

С симпатией и доверием относился к ней А. С. Пушкин. В 1835 году он передал ей копию запрещенных записок Екатерины II. «Великая княгиня … сходит от них с ума», - записал поэт в дневнике. В альбом Елены Павловны Пушкин вписал стихотворение «Полководец».

Последний раз поэт посетил Елену Павловну в Михайловском дворце за несколько дней до смерти, когда был приглашен на «маленький вечер», где присутствовало несколько близких Елене Павловне лиц. Смерть Пушкина глубоко потрясла хозяйку дворца. «Мы потеряли прекраснейшую славу нашего отечества! - писала она Жуковскому, - Как она тягостна, эта скорбь, которая нам осталась!».

В 1849 году Михаил Павлович умер, Каменный остров по завещанию перешел к его вдове - великой княгине Елене Павловне.

Елена Павловна (1806 - 1873), супруга великого князя Михаила Павловича, вошла в историю, как благотворительница, государственный и общественный деятель.

Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу» в Россию, покровительствовала К. П. Брюллову, И. К. Айвазовскому, Антону Рубинштейну. Поддержав идею учреждения Русского музыкального общества и консерватории, финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично ей принадлежавших бриллиантов.

Русское музыкальное общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры, было открыто в Санкт-Петербурге в 1859 году. Великая княгиня Елена Павловна была назначена покровительницей консерватории. В ознаменование этого события известный благотворитель и меценат того времени В.Ф. Громов, входивший в Совет директоров консерватории, устроил праздник, надолго запомнившийся петербуржцам. От дачи В.Ф. Громова , расположенной на берегу Малой Невки, отошла огромная барка, декорированная гирляндами. Грянул разместившийся на ней хор в 80 человек, 20 пианистов ударили по клавишам десяти роялей, заиграл симфонический оркестр. Когда барка подошла к Каменному острову, вспыхнула иллюминация. "Зрелище было феерическое",- вспоминал современник.

После смерти Елены Павловны Каменноостровский дворец перешел по наследству к дочери, великой княгине Екатерине Михайловне (герцогине Мекленбург-Стрелицкой).

В годы Советской власти здание дворца использовалось как санаторий.

В 2007 году во дворце был начат реставрационный ремонт, после которого он был передан детям под названием «Академия Талантов».

Цитата сообщения Всемирное наследие ЮНЕСКО: тайны Каменноостровского дворца

Каменностро́вский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.В настоящее время дворец на реставрации.

Расположение: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


Великий князь Павел Петрович
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.


Ю.М. Фельтен.
Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.


На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.



Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной


Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.


Vincenzo_Brenna.
Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце



Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.


В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, в 1797 году Павел I предоставил Каменный остров привезенному в Петербург последнему польскому королю Станиславу-Августу Понятовскому


Stanisław_August_Poniatowski
. Для летнего пребывания низложенного короля Каменноостровский дворец был обновлен; ведение этих работ вновь поручено В. Бренна, о котором в дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".


Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.







В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства. Каменноостровский дворец стал одним из любимых мест пребывания Александра I. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.



В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.




Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.


V.P._Stasov
Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.


С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.


Садовников В.С. Вид Каменноостровского дворца.
Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.


Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.



Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Садовников В.С. Вид Елагина дворца со стороны средней Невки.



Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.


Лори, Габриэль Людвиг Старший, с оригинала Бенжамен Патерсена. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге
На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.



Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.



В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.


Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.



Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место.



Оранжерея.




Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж
Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.


Средняя аллея. В 18-ом веке (кажется, при Бестужеве-Рюмине) по бокам этой аллеи были два небольших канала...


оторые расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.




Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове


Часовенка рядом с церковью - опять таки бывший разводной павильон моста Ушаковского моста.


В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.


Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.


Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.



С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.
Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.



Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все из них сохранились.
Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.
Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…
Фото интерьеров-Rublev11

Каменноостровский дворец, расположенный на стрелке одноимённого острова, там, где расходятся Большая и Малая Невки, сейчас, благодаря проекту «Открытый город», доступен всем нам. Во время экскурсии у каждого есть возможность не только полюбоваться отреставрированным зданием, его фасадами и интерьерами, но окунуться в загадочное прошлое дворца и его обитателей.

Дворец изначально окружён ореолом тайны. Императрица Екатерина II задумала построить здесь резиденцию для своего сына, будущего императора Павла I, которого она не особенно жаловала, но хотела иметь под присмотром. Каменный остров неплохо подходил для этой цели: сын живёт отдельно, но от Зимнего дворца добраться недолго, так что все шаги своенравного наследника легко можно было держать под контролем. На месте предполагавшегося строительства находился загородный дом канцлера времён Елизаветы Петровны, А.П. Бестужева-Рюмина, но нужен был дворец, соответствующий тогдашним архитектурным веяниям – в духе набиравшего силу классицизма.

Какого архитектора выбрать для строительства? В 1765 году императрица пригласила для этой цели талантливого Василия Ивановича Баженова, недавно вернувшегося из Парижа, где он оттачивал своё мастерство. Вот что пишет в своих «Записках» Семён Андреевич Порошин, воспитатель цесаревича (запись помечена осенью 1765 года): «Смотрели чертежи нововыезжего из чужих краёв нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошо расположены и вымышлены, и от всех присутствующих во многом числе дам и кавалеров общую похвалу получили», а чуть позже архитектор осматривал мыс и размышлял, «как бы там зачать строение». Однако сочинённая с размахом, по-баженовски, резиденция не соответствовала концепции Екатерины II в отношении наследника. Государыня не стремилась привлекать к нему особого внимания, поэтому тогда строительство так и не началось. Таинственно исчезли Большие чертежи, на которых Баженов представил свои проектные идеи. Однако исследователи высказывают надежду, что эти бумаги терпеливо ждут в какой-нибудь пыльной папке с неустановленными постройками в где-нибудь архиве или музее…

Следующее упоминание о предполагаемом строительстве дворца на Каменном острове оставил в своём письме, отправленном из российской столицы в начале 1776 года, французский дипломат барон Мари Даниель Буррэ де Корберон: «В двух верстах от Петербурга, на Неве, есть очень красивый остров, Каменноостровский. Великий князь, коему он принадлежит, собирается строиться на нём». Дворец строился неспешно, окончательно отделка интерьеров завершилась в 1784 году.

Долго не стихали споры об авторстве построенного здания, высказывалось мнение, что автором мог быть И.Е. Старов, строивший Таврический дворец… И вот осенью 2003 года в Государственный Эрмитаж из Италии прибыл П. Анджелини, который привёз несколько фотокопий с авторских чертежей Джакомо Кваренги, среди которых были два варианта фасадов Каменноостровского дворца из частной коллекции в Риме. Гость не знал, что это за сооружение, но специалисты Эрмитажа тут же разгадали ребус. Таким образом, понадобилось более двух веков, чтобы загадка авторства Каменноостровского дворца была разгадана, причём это произошло мистически случайным образом. Однако и сейчас высказываются сомнения относительно авторства этого строгого стройного здания...

После дворцового переворота, жертвой которого стал Павел I, Каменноостровский дворец становится одной из самых любимых резиденций сына убитого государя – императора Александра I. Молодой монарх был полон реформаторских планов, но обсуждать эти идеи публично было опасно – многие в высших кругах не желали никаких изменений. Поэтому государь обдумывал реформы в узком кругу друзей-единомышленников, составлявших так называемый Негласный комитет. Эта неофициальная «лаборатория» для подготовки преобразований состояла из четырёх «молодых друзей» императора, близких ему по возрасту, духу, взглядам – Николая Новосильцева, Павла Строганова, Адама Чарторыского и Виктора Кочубея. Возможно, для этих и подобных собраний в Каменноостровском дворце были проведены секретные строительные работы. Над вторым этажом западного жилого флигеля был надстроен третий этаж из четырёх комнат, расположенных вокруг светового дворика. В этих помещениях находился так называемый «верхний» кабинет Александра I с приёмной и комнатой для дежурного офицера. К комнатам были устроены две новые лестницы – со стороны дворцового дворика и деревянная узенькая лестница, соединяющая главный официальный кабинет государя на втором этаже с секретным на третьем. После завершения строительных работ все документы были уничтожены… Есть сведения, что в «верхнем» кабинете работал М.М. Сперанский, готовивший преобразование Российской империи в парламентскую монархию.

С Каменноостровским дворцом связана известная легенда о Медном всаднике. Во время нашествия в 1812 году «корсиканского чудовища» Наполеона Бонапарта Александр I жил здесь, на острове, и подумывал о том, чтобы вывезти памятник Петру Великому из города, дабы он не достался французам. Ситуация была действительно серьёзной. В начале сентября «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в городе начаты приготовления «к вывозу нужных вещей… для заблаговременной предосторожности, предупреждая замерзание рек». Адъюнкт Педагогического института К.И. Арсеньев вспоминал: «С июня месяца исключительным предметом разговора было вторжение Наполеона в Россию. В каждый день можно было видеть огромные транспорты, отправляющиеся из Санкт-Петербурга сухопутно и водою в самые отдалённые части империи».

В те тревожные дни одному из петербуржцев, некоему майору Батурину приснился странный сон. Он увидел себя на Сенатской площади, стоящим в ночную пору перед статуей Петра I. Неожиданно лицо Медного всадника начинает обращаться к нему, царь съезжает с «Гром-камня» и тяжело скачет на Каменный остров, к дворцу, где живёт Александр I. Не веря своим глазам, император медленно выходит навстречу своему знаменитому предку. Основатель Петербурга вглядывается в лицо потомка медными очами, и глухо говорит ему, что пока кумир стоит на Сенатской площади, он будет охранять свой город, так что опасаться нечего. Встревоженный этим сном, Батурин добился приёма у князя А.Н. Голицына и рассказал ему всё. Голицын, сам бывший изрядным мистиком и сновидцем, поверил Батурину и передал его сон императору. Потому-то Медный всадник и остался на своём месте, несмотря на все волнения 1812 года… Литературоведы указывают на это предание как на один из возможных источников знаменитой сцены с Медным всадником в одноимённой стихотворной повести А.С. Пушкина.

Каменноостровский дворец таит и загадку последнего путешествия Александра I, из которого ему не суждено было вернуться живым. Здесь он провёл последнюю ночь перед отъездом. Что обдумывал тогда император? Эти тайны хранят стены Каменноостровского дворца… Последняя запись в камер-фурьерском журнале об Александре I относится к 1 сентября 1825 года: «В 6 часов утра государь император с Каменного острова один в коляске изволил прибыть в Царское Село. А оттуда в 15 минут 8-го часа его величество с генерал-адъютантом бароном Дибичем в коляске соблаговолил отсутствовать в предприявший путь в вояж по России и Таганрог». Вскоре к нему присоединилась жена, императрица Елизавета Алексеевна. Следом – дальнее путешествие, и возвращение монаршей четы в Петербург – но уже в гробах… Однако это совсем другая история.

Цитата сообщения Всемирное наследие ЮНЕСКО: тайны Каменноостровского дворца

Каменностро́вский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.В настоящее время дворец на реставрации.

Расположение: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


Великий князь Павел Петрович
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.


Ю.М. Фельтен.
Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.


На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.



Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной


Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.


Vincenzo_Brenna.
Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце



Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.


В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, в 1797 году Павел I предоставил Каменный остров привезенному в Петербург последнему польскому королю Станиславу-Августу Понятовскому


Stanisław_August_Poniatowski
. Для летнего пребывания низложенного короля Каменноостровский дворец был обновлен; ведение этих работ вновь поручено В. Бренна, о котором в дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".


Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.







В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства. Каменноостровский дворец стал одним из любимых мест пребывания Александра I. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.



В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.




Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.


V.P._Stasov
Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.


С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.


Садовников В.С. Вид Каменноостровского дворца.
Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.


Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.



Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Садовников В.С. Вид Елагина дворца со стороны средней Невки.



Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.


Лори, Габриэль Людвиг Старший, с оригинала Бенжамен Патерсена. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге
На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.



Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.



В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.


Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.



Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место.



Оранжерея.




Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж
Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.


Средняя аллея. В 18-ом веке (кажется, при Бестужеве-Рюмине) по бокам этой аллеи были два небольших канала...


оторые расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.




Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове


Часовенка рядом с церковью - опять таки бывший разводной павильон моста Ушаковского моста.


В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.


Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.


Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.



С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.
Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.



Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все из них сохранились.
Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.
Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…
Фото интерьеров-Rublev11

Многие туристы считают, что центром искусства выступает исключительно Западная Европа. Но конкуренцию ей может составить Петроград, который жители и гости города ласково и сокращенно называют СПб. Каменноостровский дворец - это образец классицизма, что, несмотря на значительные изменения и реставрации, не потерял духа XVIII века.

Элитный район

Северная столица имеет свою аналогию подмосковной Рублевки, которая может похвастаться богатыми и известными жителями. Ее общая площадь составляет 10,6 км². Находится в дельте главной реки Питера и омывается речками Крестовка, Большой и Малой Невкой. Сейчас Каменный остров - это центр дорогие резиденции влиятельных персон.

Но еще триста лет назад эти земли были дикими окраинами города. Если бы не определенные исторические события и интриги царского двора, возможно, Россия сейчас не гордилась бы такими архитектурными чудесами, как Каменноостровский дворец, особняк Фолленвейдера и прочие.

История участка началась сразу после закладки первого сооружения Северной столицы - Петропавловской крепости - 16 мая 1703 года.

Замысел великого императора

С названием этой земли связано две интересные легенды. По первой версии, на островке лежал огромный валун, который нависал над участком, как скала. Второй миф рассказывает: эта территория названа в честь великого императора-реформатора. Ведь с греческого petros, от которого происходит имя Петр, переводится как «камень».

Император имел большие планы на побережье Финского залива. Для того чтобы закрепить на завоеванных шведских землях статус российских, он дарил большие участки своим верным подданным.

Так, первым владельцем Каменного острова посчастливилось стать графу Гавриилу Головкину. Именно ему, дипломату и другу, император в 1709 году подарил этот участок. Стоит отметить, что именно на вершине, где построился этот человек, сегодня стоит Каменноостровский дворец.

Фундамент для резиденции

Источники свидетельствуют, что этот дипломат, несмотря на свои большие доходы, отличался чрезвычайной скупостью. Построить пышный особняк для него было делом фантастическим.

Но граф очень боялся, что император, который любил часто посещать подаренные им территории, приедет на остров и не увидит изменений к лучшему. Поэтому Головкин дал приказ соорудить дешевый дом из дерева, за которым высадили скромный сад. Далее рос густой болотистый лес. Опасения оправдались, и в 1715 году монарх посетил подаренные территории. Именно там через несколько лет появился Каменноостровский дворец, творение рук жены его внука Петра ІІІ.

После смерти первого императора граф удачно хитрил до собственной смерти 1734 года и оставался важной персоной при дворе, который пережил три переворота. Но его сын Михаил не смог выйти сухим из воды интриг и впал в немилость новой царицы - Елизаветы Петровны. Он с женой был отправлен в ссылку. Имущество и земли конфисковали.

Основоположник ансамбля

Островок императрица подарила своей двоюродной сестре - Анне Скавронской, которая вышла замуж за графа Алексея Бестужева-Рюмина и этим передала ему свое имущество. Он активно взялся за планировку территории, где сегодня стоит Каменноостровский дворец. Чтобы выкорчевать глухой лес и осушить болота, граф привез сотни украинских семей.

Позже был рассажен прекрасный сад во французском стиле. Граф стал инициатором создания прекрасного пышного ансамбля, на основе которого строили другие сооружения. Там часто устраивали громкие маскарадные балы, на которые приходила вся городская знать.

В 1758 году царица разжаловала и отослала Бестужева. Тем не менее конфискация не была произведена. Граф руководил своими имениями на расстоянии. Так, некоторое время через частные объявления Петербурга он сдавал свое поместье.

Бестужева вернула к власти Екатерина II. Она возобновила титул, но из-за его у него остров за 30000 рублей.

Старт работы

В 1765 году императрица подарила эту территорию своему сыну и наследнику Павлу І. Начались строительные работы, чтобы построить Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге, были приглашены лучшие мастера того времени со всех уголков страны. До сих пор точно не известно имя автора проекта. По одним данным им был Василий Баженов.

Руководил процессом Юрий Фельтен. После потопа 1777 года его сменил Джакомо Кваренги. Сам процесс строительства занял около десяти лет. Стоит заметить, что Павел І не отличался особым пристрастием к этой местности. Дело было в том, что Екатерина II подарила сыну Павловск и Гатчину в тот же период. Они и стали любимыми резиденциями правителя.

Корпуса были завершены в 1780 году. Тогда был проведен пышный бал в честь финиша работ, который посетила сама царица. Но только через два года полностью закончили работать с интерьером.

Любовное гнездышко монарха

Форма резиденции - растянутая буква «П». Стиль выдержан в строгом русском классицизме. В общем только 30 комнат имеет Каменноостровский дворец. Реставрация проводилась снаружи неоднократно, и каждый раз мастерам удавалось сохранить первоначальный вид здания. Но внутри стиль менялся часто.

Время расцвета пришлось на правление сына Павла I - Александра. В течение 25 лет это была главная резиденция императора. Привязанность монарха к этому месту объяснить очень легко. Напротив его имения, на другом берегу Малой Невки, находился особняк Марии Нарышкиной, фаворитки императора. Их роман длился 15 лет.

Когда государь переехал на остров, то закрыл все развлекательные заведения и трактиры. Он хотел тишины и покоя. На размышления его вдохновлял пышный сад, который дополнял ансамбль дома. К нему можно было выходить прямо с бального зала.

Мода времени

Очень быстро разрастался Каменноостровский дворец. Фото, на которых можно увидеть убранство и интерьер замка - работа разных поколений мастеров. Во времена были сооружены фасад здания и парадный двор, украшенный шестью колоннами в стиле тосканского ордера. Тогда же были установлены гранитные ступени.

В 1820 году начались кардинальные перестройки. Добавили кабинет для правителя Александра І, реконструировался сад. Стены были заново расписаны художником Джованни Батистой. Все изменения проводили в соответствии с веяниями моды.

Особой пышностью отличается Большой зал. Его главное назначение - балы и маскарады. Сегодня там стоят мраморные скульптуры, изображающие персонажей греческих мифов.

От царей до президентов

Многие исторические события увидели эти стены. Здесь был назначен командиром армии Михаил Кутузов. Также в этой резиденции император узнал о декабристах. Дворец стал центром живописи при княгине Елене Павловне. Проводились и музыкальные вечера, которые организовывал Рубинштейн. Частым гостем особняка был Александр Пушкин.

После революции в имении сделали госпиталь, затем колонию для несовершеннолетних, а впоследствии - санаторий для солдат-летчиков.

В 2008 году началась реконструкция. Сейчас недвижимость на этой территории стоит сумасшедших денег и считается наиболее элитной среди всех участков в Санкт-Петербурге.

Работники комплекса проводят интересные и познавательные экскурсии в Каменноостровский дворец. Адрес, по которому расположен ансамбль: Набережная реки Малой Невки, 1А.

Несколько корпусов должны были переделать под резиденцию губернатора, но власть поменяла решение. В сентябре этого года здесь планируют открыть Академию талантов. Это позволит свободно посещать архитектурное чудо всем желающим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: