Как путешествовать автостопом по европе. Путешествие Автостопом по Европе — Мои Советы по Безопасности и Основным Правилам Автостопом по европе как ездить

Путешествие автостопом — весьма экономичный вариант, поэтому может подойти студентам, которые хотели бы узнать страну не через окна автобусов. Тем не менее, бытует мнение, что это опасно и вообще опрометчиво. Так это или нет — узнали от студентки ОП «Логистика» питерской Вышки Алины Адаевой. Для нее это не только множество воспоминаний, но и своего рода практика, так как постоянный выбор маршрута учит более грамотно рассчитывать время и выбирать место

Об автостопе

Важно понимать, что автостоп – это как каучсерфинг, то есть ты едешь бесплатно, но все-таки должен что-то отдать взамен. И взамен ты должен отдать себя и свое общение

И какой бы ты ни был уставший, вымотанный, ты должен дать им это общение просто потому, что этот человек помог тебе. Помоги ему в ответ.

У автостопа много достоинств, и свобода – самое главное. Кроме того, это мобильно, дешево, и позволяет по-новому взглянуть на место, в котором ты находишься

И ты уже чувствуешь страну изнутри. Но минусы, конечно, есть. Это внутренние установки в голове: если ты боишься или тебе навязано общественное мнение, что это страшно, что девушке одной нельзя, все что угодно. Мне очень много чего говорили, и это может стать очень большой преградой к получению всего кайфа.

Насчет того, сколько приходится ждать машину, – во-первых, зависит от твоего внутреннего состояния, во-вторых, от времени суток. И от места — это тоже важно. Зависимость от времени суток обусловлена тем, что, когда ты ближе к вечеру стоишь, начинаешь нервничать сам, и поэтому сложно поймать машину, а когда ты ловишь утром, ты соглашаешься на все, потому что понимаешь, что у тебя впереди еще целый чудесный день и ты успеешь доехать до пункта.

Внутреннее состояние – нужно улыбаться, несмотря ни на что: даже если дождь или снег. Что бы у тебя ни происходило, нужно быть настроенным на дорогу. У водителя должно что-то сработать, чтобы он остановился, внешний фактор или внутренний

О пройденном пути


Путешествия автостопом начали приобретать популярность довольно недавно, года три назад, когда начали появляться первые блоги о путешествиях. Все тогда начали потихоньку выползать из своих гнездышек и смотреть этот большой и красивый мир.

Мой автостоп начался с прошлого лета, хотя мы летом до этого с подругой тоже пробовали, но у нас был немного иной формат.

Вообще, сложно сказать, сколько раз я путешествовала автостопом, потому что почти всегда, когда у меня была поездка, мне говорили: «Давай поедем автостопом?» «А, давай!» Например, в Улан-Удэ у нас был поезд до Иркутска, но на следующий день мы встретили ребят, которые сказали, что поедут автостопом, и мы решили поехать тоже

Мы не планировали заранее, что будем вот так ездить. В Лиссабоне мы тоже думали, что поедем обратно на автобусе, но попали на штраф Райнэйра, и у нас не осталось денег ни на что. Тогда мы поняли, что автостоп – единственный вариант. И чаще всего я путешествую в компании. Однако одной путешествовать тоже не страшно, так как бояться нечего.

Я считаю, что нет такого понятия, как опасность в путешествиях. Опасность есть в жизни. Если у тебя голова на плечах, ты не попадешь в опасную передрягу, а если и попадешь, то сможешь из нее выбраться

Об особенностях автостопа в разных странах


В основном мой автостоп - это Россия, Грузия. В Европе я путешествовала, но не по всей части – Португалия, Прибалтика, Польша, немного в Италии. В принципе, везде, где я была, водители охотно берут попутчиков, включая Россию и Европу

Нам просто было так страшно ехать в Португалию, потому что, мне кажется, это единственная европейская страна, про которую мало информации, связанной с автостопом. Мы ездили в Португалию втроем, и, хотя мы все равно успешно добирались, были дни, когда мы не успевали выполнить весь маршрут, но нагоняли на следующий день. Португальцы – хороший народ, открытый, но у них, мне кажется, очень схож менталитет с русскими: либо тебя подберут только очень богатые люди, которым не страшно что-либо потерять, либо очень бедные люди, которым вообще нечего терять. Средний класс не берет. И в Европе, мне кажется, почти везде так.

О подготовке к поездке


Есть несколько вещей, которые нужно учесть перед поездкой.

Будьте готовы ничего не планировать заранее. Главное — внутренняя готовность к тому, что ты можешь остаться на дороге. Потому что это вероятно. Вопрос в том, опустишь ли ты руки.

При переезде границ проблем нет, потому что ты едешь на машине. Границы с Россией чаще всего не пешеходные и их пересекать нельзя, просто ты договариваешься с водителем, он говорит, что он твой дядя или ты его тетя — все, что угодно, ибо большинству таможенников это не так важно. Я слышала, что есть такие проблемы в Южной Америке, потому что границы там не принято пересекать, они не для пешеходов, поэтому часто у путешественников возникают проблемы, но здесь такого нет. Или, если брать границы с Финляндией, ты всегда можешь спокойно переехать, потому что всегда куча машин и к русским напроситься непроблематично. А граница с Эстонией пешеходная, так как находится в городе, где можно и Нарву перейти.

О впечатлениях


Моим первым впечатлением от автостопа было то, что это невероятно удобно. Потому что настолько непривязанным, мне кажется, ты больше ни в каких способах путешествия себя не чувствуешь

Потому что ты садишься в машину и по ходу дела понимаешь, куда этот человек едет, куда ты едешь вместе с ним, и это круто, потому что есть возможность всегда поменять планы. Вообще главная вещь, которой я научилась за все это время, – не загадывать. Никогда не знаешь, что будет через минуту, через час или год, и строить какие-то далекие планы – это вообще не про меня. Так намного больше возможностей поймать крутой момент.

Был один опасный момент, когда я, честно, уже готова была расплакаться, уже просто не знала, что делать. Мы возвращались из Польши в Питер.

Все шло хорошо: Польшу мы прошли примерно за полдня, с Варшавы до границы с Латвией, дальше на границе с Латвией мы поймали фуру, она нас невероятно спасла, потому что нужно было проделать огромное расстояние, а фура едет долго

Но в Европе фуру словить практически невозможно, потому что им запрещено брать попутчиков. В России тоже запрещено, но на это закрывают глаза, так как все понимают, что расстояние огромное и полицию в пути практически нигде не встретишь, когда как в Европе с этим посложнее.

Мы остановились тогда на заправке, к нам подошел водитель-дальнобойщик и сказал, что, если мы ляжем в кузове, он нас подвезет. Мы, естественно, согласились, потому что и так уже готовы были лечь – спали только в аэропорту, точнее, почти не спали

И он нас довез до границы Латвии и Эстонии, за 450 километров, что примерно 1/3 нашего пути. Но приехал он туда в 10 или 11 вечера, а границы там как таковой нет, просто в лесу стоит заправка, он на этой заправке ночует и говорит – ну все, до свидания. Выходим, на улице -6, мы в кроссовках после Португалии, где было очень тепло. Зима, лес, мы на границе двух стран, где населенных пунктов толком нет, стоим на трассе втроем. Простояли минут сорок, мимо нас проехали машины четыре – никто, конечно, не остановился, хотя мы в них светили фонарями, кричали, я уже готова была лечь поперек дороги, чтобы они притормозили.

"Автостоп" придумали бедные путешественники: денег у них не было, а покататься по разным странам очень хотелось. Сейчас тысячи людей за границей пользуются этим способом передвижения. В основном, конечно, молодежь. Например, когда едет отдыхать на юг или возвращается домой на студенческие каникулы.

Европейцы достаточно охотно принимают в свои машины попутчиков. Легче всего поймать машину в Германии (особенно в западной части). Немцы считают, что таким образом они поощряют бережливость и активность молодежи. Без особых проблем можно найти попутку в Бельгии и Голландии. В Италии автостоп полон сюрпризов, итальянцы берут попутчиков, чтобы было с кем пообщаться и скоротать дорогу. Во Франции с автостопом сложнее: французы не очень любят бесплатных пассажиров, но при желании и настойчивости и по этой стране можно попутешествовать задаром.

На Западе человек с протянутой рукой на шоссе смотрится так же нормально, как если бы он ловил такси в городе. Так что никаких комплексов по этому поводу у вас не должно возникать. Автостоп для многих - это поиск романтики, а совсем не суровая необходимость. Так путешествовали многие знаменитости в годы своей юности. Например, Род Стюард. Автостоп, типично богемный способ жизни, придает обыденной жизни острый привкус приключений.

Однажды я отправилась в путь в самый тяжкий для автостопа день. Я ехала из Бельгии. Во Франции из-за забастовок и социальных волнений были закрыты все скоростные дороги. Об этом я узнала уже в пути, когда пересекла границу. Табло гласило "1 route - Paris - 200 km". По словам знакомой, я должна была быть в Париже чуть ли не через пару часов. Никто в Бельгии не знал, что трудовая Франция решила бастовать именно в этот день и все окрестные жители отложили свои поездки. Шоссе было пустынно.

К счастью для меня, нашелся еще один бельгиец, врач-ветеринар. Он ехал по вызову во французскую деревню к своему соотечественнику. Он говорил только по-фламандски, "Nе, Nе, Paris nе", повторял он, но долго что-то предлагал мне на своем гортанном языке. Посмотрев на его открытое лицо, я интуитивно почувствовала, что ничего плохого он делать не собирается. Действительно, он подвез меня к автостанции, где было припарковано несколько "большегрузов" - дальнерейсовых рефрижераторов. Их командировки были запланированы заранее, и они, так же, как и я, не могли повернуть назад. Многие из них были из Германии и Италии. Первый же водитель согласился взять меня с собой. В его огромной кабине было очень комфортно и чисто, как в международном купе. Он ехал из Гаскони на север, и со свойственным гасконцу темпераментом хохотал, рассказывал о юге Франции, своей семье, соседях, детях, собаке и кошке. Он требовал, чтобы и я рассказала о России и о себе. Одновременно он слушал футбольный матч по радио и кричал: "Мазилы! Я бы им показал, как нужно играть, да ноги педалями заняты!" Периодически он перебрасывался шуточками по рации с водителями, проезжающими мимо.

Эй, парень, пропусти меня на первую полосу, - просил догоняющий фургон. Он обогнал нас и, заглянув из своей кабины в нашу, приветливо помахал рукой.

Да тебе везет, ты едешь в женском обществе, - сказал этот водитель гасконцу. И гасконец тут же вкратце пересказал ему мою биографию. Дескать, российская журналистка едет в Париж.

Жаль, что я не еду в Париж. Может, поедем в Англию? - он сбавил скорость и еще какое-то время ехал рядышком.

У меня нет визы, - сказала я.

Какая ерунда! В моей машине тебя никогда не будут проверять на таможне. Не хочешь рискнуть?! Нет! Ну, удачи! - и он помчался дальше.

Слушай, а зачем тебе Париж? - сказал гасконец, - поедем в Лиль. Там тоже много интересного.

Тут же он выдал мне массу информации и о Лиле, и о его окрестностях. Потом он поведал мне о забастовках, социальных проблемах и работе автофирм в Европе. Времени у нас было много. Мы медленно ехали по проселочным дорогам. Многотонная машина, похожая на короткий поезд, с трудом разворачивалась на улочках провинциальных городков. Но что поделать, шоссе перекрыты. Гасконец ругался на непереводимом южном наречии, а я тихо радовалась. В этот самый трудный для него день мне выпала нежданная удача увидеть, правда, с трехметровой высоты, всю Францию в разрезе.

Перед поворотом на север гасконец, переговариваясь по рации с проезжающими мимо водителями, нашел коллегу, который ехал в Париж. Это был флегматичный, молчаливый бретонец с огромными усами a la Salvador Daly. Он просидел всю дорогу молча, в полной тишине, с отключенным радио и напоминал больше манекен для испытания нового автомобиля. Его взгляд был устремлен вдаль, поверх шоссе.

Машина бретонца была более современная, чем у гасконца. Внутри было много различных приборов, как в кабине самолета. Он вез фармакологические препараты. По пути бретонец милостиво сделал крюк, заехав в центр Парижа, чтобы подвезти меня прямо к станции парижского метро, хотя я его даже не осмеливалась об этом попросить.

От этого автостопа у меня осталось самое приятное воспоминание. Хлопот было немного. Я рассмотрела почти всю Францию, познакомилась с типичными французами.

Как-то в Париже в центре Жоржа Помпиду я встретила русского со спальным мешком, котелком и прочим скарбом, необычным для россиянина в Париже. История, рассказанная им, была грустна. Еще десять лет назад он эмигрировал из России в Южную Африку и получил гражданство этой страны. Сначала все было как в раю, он жил на пособие по безработице, но чувствовал себя хозяином мира. А затем на выборах победили черные, и все поменялось.

Как-то, узнав, что в России тоже большие перемены (но черные не у власти), он решил двинуться туда автостопом. Только не напрямик, чтобы не заблудиться в джунглях и быть съеденным, а по береговой полосе, где есть хоть какая-то цивилизованная жизнь. Добравшись до Сирии, он попросился чернорабочим на корабль и приплыл в Марсель. Решил передохнуть в парижских ночлежках и отъесться в благотворительных бесплатных столовых для нищих, а потом двинуться в сторону родного Урала. В Европе мне часто встречались люди, добравшиеся автостопом из Швеции в Грецию или из Польши в Испанию за пару дней. Но автостопом в Россию, из Африки - это невозможно! Так и не попал на родину...

Мои парижские знакомые, узнав о том, что я приехала во Францию автостопом, пришли в ужас. "Это очень опасно!" - в один голос сказали они. Но я не раз ездила внутри самой Франции и в другие страны на попутках, и всякий раз этот было удобно и интересно. И даже более комфортно: не раз меня подвозили к самому дому. Иногда водители предлагали заняться любовью, но услышав отказ, не обижались и вели себя вполне корректно. Я долго держала этот способ за самый лучший, безопасный и захватывающий, пока не прочитала несколько репортажей о пропавших без вести, зверски убитых и ограбленных туристах-автостопщиках.

Одного из преступников нашли. Им оказался местный Чикатило, вполне преуспевающий, приличного вида коммивояжер с типичной для французов фамилией Дюпон. Обаятельный, общительный, богатый, он никогда не сидел в тюрьме, не лечился у психиатра и был на хорошем счету у местной полиции, что не помешало ему поставить французский рекорд "серийных убийств без видимых причин". Он часто ездил на своей машине в деловые командировки по провинциям и охотно брал попутчиков - девушек и юношей. И неизменно с цинизмом повторял: "Вам здорово повезло, что попали ко мне".

Через какое-то время (когда будущая жертва уже полностью расслаблялась) он сворачивал в лесок, как он говорил, перекусить на природе, вынимал из-под сидения револьвер и выкидывал жертву из машины. Привязывал ее к дереву проволокой и начинал пытать дрелью, пилой, инструментом для ремонта автомобиля. Ему нравилось не убивать, а мучить. Жертвы умирали от болевого шока или потери крови. Только двум удалось избежать смерти - они-то и смогли потом идентифицировать маньяка.

Случаются во время поездок автостопом и грабежи, и изнасилования. Но, к счастью, в Европе это большая редкость.

В целом, если вы выбрали такой способ передвижения, риск заночевать в чистом поле или быть найденным на обочине утренним полицейским патрулем - невелик. Шансов быть зверски замученным намного меньше, чем погибнуть в обычной автокатастрофе. Если брать статистику преступлений, можно увидеть, что многие преступления совершаются в лифтах, но это не мешает гражданам пользоваться ими ежедневно.

Главная беда в автостопе - это просто долгое ожидание. Но рано или поздно кто-нибудь остановится, увидев вашу протянутую руку. В худшем случае вы проведете на шоссе пару часов. Поймаете вы машину или нет, во многом зависит от того, как вы выглядите. Один мой знакомый сорокалетний парижский художник, косматый, в живописных нарядах короля в изгнании, на самом деле настоящий интеллигент, человек исключительно добродушный и поэтичный, - однажды простоял несколько часов на шоссе, и ни одна машина не остановилась. Все принимали его за сумасшедшего бродягу.

Еще одна проблема: никогда нельзя точно рассчитать, через сколько времени вы попадете в нужное вам место. Дорога может оказаться не самой короткой. Допустим, по карте от места отправления до места назначения 200 километров. Теоретически этот путь можно проделать часа за три. Но добавьте сюда час на ловлю машины, час на непредвиденные остановки в кафе, автозаправки и так далее. Водитель может по дороге заехать совсем не в тот город, куда вам надо. Ясно, что путешествие автостопом занимает гораздо больше времени, чем, например, поездом.

Перед тем, как отправляться в путь, внимательно просмотрите карту. Наметьте несколько промежуточных точек - крупных населенных пунктов. Выпишите их названия, чтобы не маяться на шоссе. Например, когда я ехала из Парижа в Брюссель, я понимала, что вряд ли быстро найду машину, которая прямо туда и направляется. Подходя к останавливающейся машине, я говорила: "vers Bruxelles" (в сторону Брюсселя), но если за этим следовал отрицательный ответ, называла все выписанные названия промежуточных городов. Тут же оказывалось, что хозяин машины направляется в один из этих городков, в Верден или Реймс, которые находились на полпути. Оттуда добраться до Брюсселя было намного легче. Преодолевая небольшие дистанции и сменив две-три машины, куда проще и быстрее добраться до цели, чем ожидая ту единственную, которая сразу же довезет вас до места.

Нет большой разницы в способах голосования на дороге. Вы можете прыгать на обочине, размахивать руками или просто стоять, держа в руках картонку с надписью города, куда направляетесь. Только не пытайтесь остановить машину на автостраде - скоростном шоссе: там остановка запрещена. На маленьких же "проселочных" дорогах трудно найти человека, который едет далеко. Попросите его довезти хотя бы до ближайшей заправочной станции или стоянки. Там смело подходите ко всем подъезжающим машинам. Вас возьмут те самые люди, которые не остановились бы на шоссе.

Некоторые не тормозят из-за инерции или лени. Некоторые по невнимательности, потому что погружены в раздумья о своих делах. Есть тугодумы, которые реагируют только через пять минут после того, как увидят человека на дороге: "А ведь можно было взять...". Нехитрая уловка: когда вы просите подвезти вас при свидетелях, гораздо меньше вероятность нарваться на преступников.

На стоянке или заправке можно обращаться к водителям больших фургонов. Вообще им не рекомендуется брать попутчиков, потому что есть риск встретить грабителя. Но они могут нарушить это правило, если увидят безобидного студента и тем более девушку. Для молодых женщин этот вид благодетелей самый безопасный: водитель-дальнобойщик (за границей, только за границей!) не свернет внезапно в лесок и не начнет настойчиво предлагать заняться любовью. Еще одно преимущество шоферов большегрузов: обычно они едут на длинные расстояния и в крупные населенные пункты. В их кабинах просторно и удобно, они отличаются от наших грузовиков, как "боинг" отличается от "кукурузника".

Если же у вас есть хоть немного свободных денег на дорогу, то можно путешествовать тоже на машине, но вскладчину. Почти во всех европейских странах есть специальные бюро, которые сводят владельцев машин и бедных путешественников. Автолюбители, желающие подработать, дают в такие бюро информацию о своих будущих маршрутах. Информация помещается в базу данных. Вы приходите в бюро и говорите: "Я еду туда-то тогда-то. Нет ли в этом направлении и в это время попутной машины?" Вам может повезти, а может и нет. Но если сегодня "рейса" нет, он будет завтра. Во многих студенческих центрах есть специальная доска объявлений, где водители, часто сами студенты, оставляют записки: "Еду в Рим 5 мая, могу подбросить троих, обращаться по телефону..." Плата за услуги обычно невысокая, по договору. Иногда вообще требуется заплатить только за бензин.

Бюро берет небольшие комиссионные, разные в зависимости от расстояния (например, от Брюсселя до Парижа - около $7). Водителю вы платите из расчета не более 500 рублей за километр (Брюссель - Париж стоит 56 французских франков, или 50 тысяч рублей). Платят обычно в валюте той страны, куда вы едете. Но можно и в долларах. Некоторые называют одну цену независимо от количества пассажиров, но чаще требуют эту таксу с каждого седока. Водитель может заехать за вами прямо домой, но это не обязательно. Иногда вы можете договориться, что он захватит вас на улице в месте, удобном для вас обоих. Довозить до самого порога он также не обязан, но всегда можно попробовать уговорить. Кормить вас, конечно, никто не будет, но за бензин и проезд по платным дорогам вы ничего не должны. Считается, что водитель берет с вас деньги для того, чтобы оправдать свою дорогу. Если он едет обратно в удобное вам время, можно и вернуться вместе. Это стоит еще дешевле.

У большинства людей найдется список мест, где они хотели бы побывать. Останавливают лишь собственная нерешительность и придуманные нами же обстоятельства. Мы поговорили с девушками, которые не понаслышке знают, что путешествовать не так сложно, как многим кажется, главное - желание и тщательная подготовка.

Яна и Даша с марта 2017 года успели побывать в Финляндии, Швеции, Норвегии, Литве, Эстонии, Польше, Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Франции и Чехии. Об их путешествиях автостопом по Центральной Европе, а также о том, как отправиться в свой первый трип и сделать его незабываемым, нам рассказала Яна Никитина.

Когда ты впервые услышала об автостопе?

Впервые об автостопе я услышала осенью 2016 года: после поступления в универ познакомилась с Дашей (с которой теперь мы и ездим в трипы), она так путешествует вот уже на протяжении почти 5 лет . Я вдохновилась ее историями, постоянно спрашивала о чем-то, так все и закрутилось.

Что подтолкнуло тебя отправиться в Карелию автостопом?

Я давно никуда не выезжала, летом все время работала. Мы с Дашей разговорились о том, что я люблю лес, костры, сон в палатках, она тут же предложила мне поездку в Карелию, но про автостоп ничего не сказала.

Я долго мялась, потому что не знала, все ли у меня есть из необходимого, и, вообще, готова ли я морально к поездке. А потом подумала:

«Так, минуточку, чего это я такая неуверенная? Как я узнаю, что это такое, если на себе это не испытаю? Ну все, погнали!»

Не было страшно решиться на такое приключение?

Было, конечно, но Даша убедила меня, что будет классная компания, и поеду я с парнем, что сделает эту поездку более надежной.

Какие впечатления ты получила от первой поездки?

Было забавно! Мы ездили компанией из 7 человек, все ребята очень открытые и дружелюбные, проблем с общением точно не было! Особенно запомнились вечера с девчонками в палатке с вином (смеется). Также меня впечатлил парень Даши, Лев. На тот момент ему было всего 19, но для меня он был подкован в сфере путешествий на все 200%, лес для него - второй дом.

Что особенного в путешествиях автостопом?

Наверное, то, что ты никогда не можешь загадать наперед, где именно окажешься сегодня . Бац, и ты вообще в другой стране (в Европе такое часто случается). На многое смотришь иными глазами, кое-что в новинку. В таких путешествиях понимаешь, что можно обходиться меньшим: зачастую одного рюкзака предостаточно, бывает, что вещей в нем даже слишком много для поездки.


Какие основные правила путешествий автостопом?

Во-первых , нужно понимать, что это не ты такой крутой, что катаешься автостопом, это водители крутые, потому что помогли тебе сдвинуться с места .

Во-вторых , важно всегда стоять на местах, где будет удобно остановиться водителю, если стопишь ночью, надевай отражающий жилет.

Нельзя забывать об отношении к тому, кто тебе помогает: уважай каждого водителя, будь вежлив, разговаривай с ним, если ему это необходимо . Но и про уважение к себе нельзя забывать: если водитель предлагает совсем не уместные вещи, нужно быстро покинуть машину .

Иногда автостоп «ломается», что-то идет не по плану, главное - самому не сломаться в этот момент, уметь сохранять спокойствие в сложной ситуации. И конечно, не забывайте чистить карму (смеется). Важно самому делать добро, помогать окружающим, тогда и тебе на пути будут попадаться в большинстве своем отзывчивые люди.


Как сделать поездку незабываемой?

Даша как-то предложила 14 пунктов крутого трипа, мы уже оценили свои путешествия по этим критериям.

Критерии Даши Павловой:

1) Неограниченность времени трипа.

2) Достаточная сумма денег для стандартного путешествия автостопом, но не слишком большая.

3) Хороший план о том, чем заняться в каждом пункте назначения. Он должен нравиться не только вам, но и попутчикам. Кроме того, важна гибкость плана и возможность изменить его в любой момент.

4) Проверенный попутчик.

5) Степень опасности автостопа в стране должен нивелироваться наличием представителей сильного пола и возможностями попутчика/-цы.

6) Наличие и знание карты.

7) Необходимые одежда и снаряжение (наличие палатки, спальника, горелки, котла позволяет быть независимым).

8) Соблюдение маршрута и таймингов.

9) Неторопливость: нужно успеть все посмотреть, послушать, пообщаться со всеми, но при этом не тратить время впустую.

10) Баланс между природными локациями и городами, а также между простыми и сложными (горы, перевалы) ландшафтами.

11) Иметь небольшой бюджет для того, чтобы в каждом городе посетить самые интересные места.

12) Не уставать раньше времени.

13) Заранее планировать встречи и ночевки у знакомых.

14) Готовность помогать тем, кто помог тебе.

Какие особенности путешествий в летний и зимний сезоны?

Особенности летнего трипа заключаются в том, что ты путешествуешь в комфортных условиях. Легко найти место для ночлега. Помыться, например, для тебя уже не такая большая проблема. Зимой немного сложнее ночевать в палатках (хотя совсем недавно в Финляндии установили рекорд: в −16 спали в спальниках, рассчитанных на +10). Утром просыпаться соответственно сложнее, хочется ещё полежать в тепле. Но самый главный плюс в автостопе - это то, что водители, которые нас подвозят, могут предложить ночлег. Зимой жалеют нас, таких «отмороженных» . (смеется)

Расскажи, пожалуйста, три самых запоминающихся случая, которые произошли с тобой в путешествиях?

Первый случай произошел во время нашего путешествия в Норвегию. Приключение длилось уже неделю, и с севера мы спустились на самый юг страны. Шутка состояла в том, что на севере (г. Тронхейм) мы ходили в куртках и зимней обуви несмотря на то, что был май, а в Осло было +25!

Мы гуляли по столице, наслаждались теплой погодой в парке, и вдруг я увидела съемочную группу: «Даша, там наверное новый сезон Skam (популярный норвежский сериал) снимают. Пойдем посмотрим!» . Тогда я говорила все это не всерьез, но подойдя ближе к месту съемок, поняла, что это правда были съемки сериала, который я так люблю. Сердце забилось в бешеном ритме, я протирала глаза снова и снова и ничего не могла сказать. Я попросила Дашу подождать, когда закончатся съемки и можно будет поговорить и сфотографироваться с актерами. И да, я сделала это! Это было круто.

Второй запоминающийся момент был тоже в Осло. Мы уже насладились закатом, попрощались с городом и собирались ехать в следующий пункт назначения. Когда проходили по одному из спальных районов и услышали музыку (какую-то очень ритмичную), начали танцевать. Мимо нас проходил парень и говорит: «О, девчонки, классно танцуете. Не хотите на вечеринку?» Конечно же, мы согласились. На вечеринке мы болтали с разными ребятами, танцевали и просто наслаждались атмосферой. Именно тогда я поняла, что этот город точно останется в моем сердце навсегда.

Третий случай произошел в Берлине. Здесь у нас не было хоста (человека, у которого можно было бы переночевать), но мы не расстроились и решили устроиться прямо в центральном парке Берлина напротив Бранденбургских ворот. Настало утро, мы завтракали в этот день круассанами и кофе, как истинные эстеты. Вдруг мы заметили большое скопление людей и полицию. Сначала подумали, что в городе какой-то праздник, раз собралось такое количество людей, и остались наблюдать за происходящим. Видим, из Бранденбургских ворот выходит пара с охранниками, и они машут людям руками. Кто это? Что происходит? Выяснилось, что это Кейт Миддлтон и принц Уильям.

Пара выездов будет в конце марта и в апреле в Финляндию, нам нужно прокатать визу. В мае снова отправимся в горы, скорее всего, это будут Карпаты. На июль планируется трип в мою любимую страну - Норвегию. Путешествий много не бывает!

ЯНА НОВИКОВА

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЯНЫ НИКИТИНОЙ

Меня зовут Женя, я 18-летний студент из Москвы. Этим летом я проехал автостопом по Европе, и сейчас я про это расскажу. Паланга (Литва) - Амстердам - Париж - Москва за 20 дней с одним рюкзаком в одиночку, 7 c половиной тысяч километров (Как от Москвы до Нью-Йорка) впечатлений, то и дело возникающих проблем и общения. Но обо всем по порядку.


Эту поездку я планировал с начала 2012 года. Все планирование заключалось в том, что я рассматривал карты и спрашивал все интересующие меня вопросы у брата, у которого был такой опыт. Он говорил про загадочные автобаны в Германии, про пунктуальность немцев, про шарм Варшавы, про красоту Альп, и ещё про кучу вещей, которые казались тогда такими далекими и нереальными. В конце концов, он говорил, что лучше один раз увидеть, чем слушать про все это, и лучше я узнаю все прелести автостопа по Европе сам. Основной целью для меня было не просто проехать этот маршрут, а по-максимому узнать страны и людей, и все такое. На самом деле, я не особо задумывался о значении этой поездки, просто делал то, что я хотел и то, что было мне интересно.

Лето проходило быстро: сессия в июне, отличная двухнедельная поездка в Киргизскую часть Тянь-Шаня с турклубом МГУ и стандартный, но крутой пузогрейный отдых с родственниками с великами, Балтийским морем и пляжем в солнечной Паланге (Литва). Раньше из стран Евросоюза я был только в Литве по той же схеме. У меня не было конкретного плана городов и дорог, он был только в голове и очень условный.

1 день. Паланга-Варшава
С утра меня ждала пицца из ресторана, где мы устроили большой ужин всей компанией за день до отъезда. В 7 часов утра еда не особо лезет в горло, но мысль о предстоящей поездке заставляет тебя съесть все без остатка. Слезное прощание с близкими, радиохед со своим "I"m on the road", покупка карты, сникерсов и воды на ближайшей заправке. Вроде все, можно идти на трассу. Никакого волнения, даже странно. Первый водитель не сразу понял, что я не шучу насчет своих планов доехать до Парижа. Он ездит на машине каждый день, всегда по одному и тому же маршруту по утрам. Развозит почту из Клайпеды в Палангу, а потом обязательно купается, он ради этого и выбрал такую работу.

Высаживуюсь у эстакады на A1, основной трассы до Вильнюса. Застреваю там на полтора часа. Не, правда, нужно полтора часа стоять с табличкой или вытянутой рукой, смотря туда, где сидит водитель проезжающих машин. Важны любые мелочи: шансы повышаются, если ты не в темных очках, если ты без шляпы, если ты выглядишь как автостопщик, если ты один, если ты стоишь в удобном для остановки месте. Это есть, это выполнено, все верно. Так какого хрена я тут уже час торчу?

Наконец-то! Первый грузовик за поездку, круто! Сложно сразу поверить, что такая махина останавливается ради тебя, что ты смог её остановить одной правой. Очередные разговоры про страну, про союз, про людей. Драйвер оказался бывшим альпинистом, рассказывает, как ходил в горы и как участвовал в гонках по автостопу на той трассе, на которой мы с ним едем. Кстати, в Литве почти все, кому за 30, свободно говорят на русском, в школе они его учили на очень крутом уровне, да и вообще отношение к России и даже союзу очень хорошее.

Вечно солнечный Каунас, на который я потратил часа полтора, молоковоз с мужиком, похожим на Брюса Уиллиса, граница с Польшей. На границе пошел дождь. Нормальный такой дождь, зонт у меня пару раз почти складывался. О-ок, мне не раз говорили, что когда водитель видит автостопщика под дождем, он сразу его подбирает - жалко же его, мокнет. Первые 30 проехавших грузовиков я ещё верю в это. Рядом со мной останавливается машина, но это машина пограничников:
- Добрый день, где Ваша машина?
- Здравствуйте, нет её!
- А где велосипед?
- И его нет
- Так какого хрена вы здесь делаете?
- До Парижа автостопом еду
- Ну-ну, удачно доехать.

Макдак в приграничном городе Сувалки был шикарен. На часах было 7 вечера, до Варшавы я проехал половину пути. Такими темпами я добрался бы до места к 6 утра, хреначить по ночному-утреннему городу в поисках хостела я ещё не привык, поэтому встаю на обочине за переездом, где скорость машин маленькая и пишу на листке А4 "Wawa", как посоветовал местный, и ловлю машину с офигенной польской парой прямо до Варшавы. Говорим только на английском, ну теперь я чувствую себя полноценным автостопщиком. Оказывается, они тоже любят Radiohead. Созваниваюсь со вписчиком, сплю на заднем сиденье. 5 часов поездки, и мы въезжаем в столицу, ночная Варшава выглядит настоящим мегаполисом, очень протяженным и полным жизни. 10 число это пятница, так что на улице полно бухающей молодежи, в этом плане город напоминает центр Москвы на последний звонок. Паре на машине нужно как раз на ту станцию метро, где меня ждет вписка, офигенно!

Встречаюсь с Йозефом у метро, иду с ним на вписку, где уже куча его друзей. Кидаю вещи на кухне, иду на балкон знакомиться со всеми. Среди этих людей оказываются профессиональный концертный фотограф, девушка Йозефа и кто-то ещё. Вижу протянутую Йозефом открытую бутылку Heineken:
- Welcome to Poland!

В третьей части разговор пойдет об участке от Амстердама до Люксембурга. Первая ночевка на улице, езда с укуренными, встреча с нашими иммигрантами в самой богатой стране Европы.

День 3. Нидерланды — Бельгия — Люксембург

Наш маршрут на день:

Пока Голландия

Вот мы попрощались с Кристианом и вышли за пределы заправки голосовать машины. Долго мы не стояли, буквально через пару минут к нам подошёл негр с интересным видом: кожаные короткие коричневые шорты, заправленная в них рубашка, сапоги по колено цвета шорт и шляпа с перышком, наподобие традиционной австрийской.

Первое что он у нас попросил, так это сфоткать его на фоне дорожного знака на выезде из заправки. Потом, немного разговорившись на непонятных для нас обоих языках, он сказал, что сможет нас подкинуть по направлению к Утрехту, а сам после поворачивает на Арнем. Мы согласились и прыгнули в машину к Полу, именно так звали нашего водителя.

Пол оказался иммигрантом из Анголы, который жил на пособие в Нидерландах в 2 тысячи евро, при этом ненавидя Европу и называя всех людей нетрадиционной половой ориентации. Говорил, зачем ему работать, когда можно не работать и жить шикарно — социальное жилье, пособие, машина. Единственный кого он нахваливал, был Путин.

Вот такой он, этот Пол:

С Полом разговор особо не клеился. Во-первых из-за языкового барьера — он не знал английский, при том, что свободно владел португальским, французским, испанским и датчем (голландский). Приходилось общаться в основном на пальцах, с англо-испанским суржиком. Во-вторых, Пол вёл себя как дикарь-ганстер, манера его поведения была вызывающая и в то же время смешила.

Провез нас водитель около 10 километров и высадил на одной из заправок, до следующего города Утрехта оставалось около 15 километров. Поблагодарив Пола, мы пошли занимать позицию для автостопа. За время простоя в 40 минут нам два раза останавливались машины. Одни ребята ехали в Утрехт, но к сожалению, у них было всего два места, так что мы не поехали. Второй водитель оказался евреем, лет пятидесяти, который сам в свою молодость путешествовал автостопом, но он везти нас отказался, лишь посоветовав сменить позицию и вообще лучше идти на заправку и спрашивать у водителей там.

Мы, постояв ещё минут десять, все-таки решили идти прямо на заправку. Пройдя метров 20, перед нами останавливается БМВ, и водитель предлагает проехаться. Мы кидаем сумки в автомобиль и садимся в салон. Асгхард, если не ошибаюсь в имени, ехал в Утрехт. Асгхард был добродушным арабом, который всё приглашал нас к себе покупаться, отдохнуть и покушать. Но объяснив ему, что мы только час назад выехали с Амстердама и не нуждаемся в этих благах, а за сегодня надо успеть доехать до Брюсселя.

На этой машине мы двигались от Утрехта до Бреды

Водитель сказал, что подкинет нас дальше Утрехта, если нам надо, но прежде заедем к нему домой. Пока он быстро решал какие-то дела дома, мы ожидали его в машине. Максимум минут через 10 он завёл машину, и мы поехали в Бреду, город на границе Нидерландов и Бельгии. Расстояние от Утрехта до Бреды около шестидесяти километров, которые Асгхард в ущерб своему времени решил потратить на нас. Он также оказался любителем путешествий, объездив на своём автомобиле около 20-ти стран Европы, а также побывавший как турист в ОАЭ и некоторых других странах ближневосточного региона.

В знак благодарности мы решили сделать ему небольшой презент и подарили одну украинскую гривну. Асгхард попросил, чтобы мы написали на ней наши имена и адреса, затем уже он дал нам пять евро, на которых были написаны его координаты и телефон, на случай если мы когда-нибудь ещё будем в Голландии, и нам потребуется помощь или ночлег. Позже он переписал свои данные на обычный листик из блокнота, но пять евро мы сохранили себе, получился хороший обменный курс.

Высадили нас на заправке за Бредой, в паре километров от границы с Бельгией. Мы сразу же пошли занимать место для автостопа и минут через 30 нас забирает пожилая пара, лет шестидесяти на Ауди.

Маршрут их движения пролегал через Брюссель, что нам отлично подходило. В процессе разговора выяснилось, что они едут в отпуск путешествовать по Испании, а мы им сказали, что конечная цель нашего путешествия Барселона. Они без раздумий предложили ехать с ними, сказав, что без проблем подкинут. Нас, конечно, это соблазнило, и быть может, мы даже согласились, если бы нас не ждали в Люксембурге.

И вот спустя час езды и 90 километров нас высаживают в столицы Бельгии, Европейского Союза и НАТО.

Брюссель город конечно красивый, но скучноватый. Всё время пока мы шли от окраины до центра, на своём пути за 2 часа встретили человек тридцать. Был небольшой шок увидеть пустую столицу многих международных организаций и объединений.

2. Зато тут всё аккуратно и со вкусом:

3. Обычный спальный район:

4. Центр выше всяких похвал:

5. Из всех посещенных мною городов, лучшая архитектура, на мой взгляд, именно в Брюсселе:

6. На центральной площади особая атмосфера:

По нам никто так и не ответил, а цена самых дешевых хостелов была от 30 евро с человека за ночь. Вырисовывалась перспектива ночлега на улице, и нам ничего не оставалось, как гулять всю ночь.

Вся жизнь ночного Брюсселя строится вокруг центральной площади и прилегающих к ней улиц — полная противоположность Амстердаму, где жизнь кипит везде. Да и контингент тут, в отличии от столицы Голландии, откланяется в более возрастную сторону.

Вообщем сидели мы на бордюре, на этой самой площади, как тут крики на весь центр: "Аллах Акбар" . Это группа молодых арабов так развлекается. И тут слышим где-то рядом, в ответ арабам: "зае..л, иди на х.." , — и время от времени знакомы слова. Потом присмотрелись, а рядом сидят ребята, явно не славянской внешности и вставляют в свою речь иногда русские слова. Ребята оказались киргизами-гастарбайтерами.

Потом на протяжении ночи мы знакомились с какими-то ментами из Москвы, приехавшими на соревнования и девчонками с Краснодара, среди которых была одна грузинка, которые учатся по обмену в Германии.

Время шло к утру, а на сон уже просто вырубало, так что в одном из парков мы расстелили одеяло и поспали несколько часов. Проснувшись, мы начали выбираться за город, чтобы продолжить наш путь в сторону Люксембурга.

День 4. Прощай Брюссель

7. Пока выходили из города увидели вот это:

Маршрут на день:

Выбирались из города часа два, по пути немного перекусив. И вот мы на окраине города, на трассе, ведущей в Люксембург до которого оставалось 200 километров. Дело часов трёх, учитывая качество европейских дорог и то, как быстро забирали трёх человек.

8. Один из дорожных указателей в Бельгии:

Стояли недолго и вот первая машина — подбирает нас заплаканная женщина, у которой недавно умер брат. Ей по пути было километров двадцать, но в итоге она решила провезти ещё 30 сверху, за что ей огромное спасибо.

Следующим, спустя минут 20 стояния, нас подбирают два парня на пикапе с питбулем на заднем сидении. Скинув сумки в багажник, мы уселись втроём назад к собаке. Водитель знал только французский, поэтому общались только с его другом. Ребята попивали пивко и крутили косяки марихуаны на всём нашем пути. С ними мы свернули с автобана и переместились на второстепенную дорогу, которая вилась среди небольших деревень и городков, находящихся в красивейших местах Бельгии, а именно провинции Люксембург. Нет, это ещё не государство Люксембург, а лишь одна из бельгийских провинций.

9. Высадили они нас возле железнодорожной станции, в прекрасной долине, в одной из деревень:

10. Уютненько тут:

11. Одинокий рыбак и стол с ближайшего бара в реке:

Потом разобравшись, мы поняли, что провезли ребята с собакой нас хоть и немало, но высадили между двумя основными дорогами, ведущими в Люксембург. До каждой из дорог было километров по пятнадцать, а учитывая небольшой дорожный трафик в этих местах, мы подумывали, что придётся идти пешком и потратить на этот путь часа три. Но автостоп в Европе на второстепенных дорогах, вдали от автобанов, оказался лучше, и мы не прождав и пяти минут уже ехали в очередной машине.

Километров через семь нас высадили в другой деревне, не менее прекрасной, чем предыдущая и к тому же более живой. Тут проходил какой-то фестиваль, стояли большие кемпинги, люди отдыхали по кафешкам и гуляли улицами. Здесь же я в одном туристическом центре взял подробную карту Провинции Люксембург, и мы уже точно определили наше положение — город Рошфор.

12. Река, протекающая в Рошфоре:

13. Флаги разных стран, в том числе и российский справа:

Встречай Люксембург

В городе мы долго не задержались и выйдя на окраину, моментом поймали внедорожник БМВ, каких я ни разу не видел в наших краях. В отличной машине с кожаным салоном и кондиционером мы ехали прямиком в столицу государства Люксембурга — город Люксембург. Это в ста десяти километрах от места, где нас подобрали.

Пока ехали, связались с Ириной, у которой мы должны были остановиться, жившей уже 15 лет в самой богатой стране мира по ВВП на душу населения, после Катара. Шифланж, городок, находящийся в 15 километрах к югу от столицы, именно туда нам надо было прибыть в гости. Водитель любезно подкинул нашу группу из трех человек на место.

14. Высадил нас товарищ возле мэрии:

Встретив нас, Ира отвела к себе в дом, при этом стараясь как меньше сделать так, чтобы нас увидели соседи. Дело в том, что в Люксембурге, как нам рассказали, жить довольно скучно, хоть страна и считается одной из . Так вот, после работы люди то и делают, что сидя у окна смотрят, чем занимаются соседи. Так вот если они видят, что сосед привёл кого-то им незнакомого домой, вызывают полицию, чтобы чисто из любопытства узнать, кто же приехал.

Полиция приезжает, проверяет документы, а потом жители улицы у стражей правопорядка интересуются, что за персона пожелала посетить их край. После проверки документов полиция спокойно себе уезжает, а люди, когда всё узнали с чувством выполненного долга, расходятся по домам и наблюдают дальше за действиями соседей. Вот такие традиции 🙂

Вечером к Ире стали сходится гости, среди которых был Игорь с Евпатории, один Армянин, имя которого я позабыл, и девушка родом с Луганска, активная прихожанка православной церкви Люксембурга. Все они уже считались местными гражданами, у которых на руках были паспорта Люксембурга. Накрыли большой стол, с множеством еду, мы жарили сосиски, пили пиво местного разлива и наслаждались общением на заднем дворике коттеджа, что на ближайшие три дня стал нашим домом.

День 4 — 5. Поездка в столицу

15. Собравшись с утра и позавтракав, выдвинулись на железнодорожную станцию:

16. Купив за 4 евро билет на неограниченное количество поездок внутри страны, уселись на втором этаже:

17. Минут через пятнадцать мы были на железнодорожном вокзале Люксембурга:

Затем отправились гулять в центр:

Город красивый и интересный, разбитый на две части, одна находится внизу в раздолье у реки, вторая считается верхней. Люксембург в отличии от Брюсселя оказался более живым, и людей здесь было на порядок больше, хотя население города 100 тысяч человек, а в стране в целом около полумиллиона.

Люксембург очень статусный город, тут я увидел фирменные магазины Chanel, Dolce $ Gabbana, Rolex. В целом по духу Люксембург похож на Швейцарию, к тому же это второй финансовый центр Европы вслед за ней.

Погуляв по городу, ближе к вечеру мы отправились домой в Шифланж. На следующий день нам предстояло отправляться в самый длинный отрезок путешествия через Францию.

За предыдущие несколько дней мы преодолели 500 с лишним километров, до Барселоны оставалось 1150.

Последний день в Люксембурге

Посовещавшись утром, мы решили, что расстояние в 1150 километров нам по силам преодолеть за дня четыре. На календаре было 22 июля, а на 26 я забронировал хостелы в Барселоне. Всё никак не могли себя заставить выбраться из дома, а время шло, да к тому же Ира предлагала нам задержаться ещё на час.

Тратить много денег по Франции мы не собирались, предпочитая оставить побольше на дешевую Испанию, и уже там оторваться по полной. Снимать жилье было не из дешевых удовольствий, поэтому Ира нарулила нам палатку, через своего знакомого люксембуржца Эдди. Мы в знак благодарности сделали Эдди подарок в виде украинских десяти гривен.

Затем я и Кирилл сфотографировались с Эдди и Ирой на память. Делал фото кореш Эдди Марко, который на вид из себя представлял героя американских боевиков 80-х — камуфляжные штаны, безрукавка из-за которой видно забитые портаками руки Марко, армейская прическа, грозный взгляд и походка. Затем они оба удалились в местный кабак, где Эдди начал хвастаться всем друзьям своими фото с путешественниками из далеких краёв. Для них это целое событие, так как жизнь у них скучна: работа-дом-кабак.

Буквально через пол часа Ире звонит Эдди и выкладывает, что Марко теперь тоже хочет фото с нами)) Ну мы не жадные, так что дождались их и сделали фото с Марко, после чего его грозный вид сразу растаял. Он радовался как ребенок. Оказался Марко бывшим французским спецназовцем, воевавшим в Африке, но даже он устерёг нас объезжать Марсель. По словам всех присутствующих Марсель был самым криминогенным и опасным городом Франции. Но нам он и не нужен был, наш маршрут проходил в 100 километрах от этого портового города.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: